Маяк. Москва 03.09.2013 - О том, зачем нужен спорт в школе, и о новых методах воспитания физической культуры

3 сентября 2013, 16:00

Персоны

Начался новый учебный год. Наряду с русским языком, литературой и химией, школьникам надо будет посещать и уроки физкультуры. Однако до сих пор к этому предмету отношение у ребят и у родителей неоднозначное. О том, зачем нужен спорт в школе, и о новых методах воспитания физической культуры рассказывает трёхкратная олимпийская чемпионка, депутат Государственной Думы, президент Всероссийской Федерации школьного спорта Ирина Роднина. Ведущая - Ирина Козловская.

 

ВЕДУЩИЙ: Гость программы - трехкратная олимпийская чемпионка, президент общественной организации «Федерация школьного спорта» Ирина Роднина. Когда мы говорим о роли спорта, какие-то, естественно, есть аксиомы. Да, спорт - это хорошо, он закаливает, он развивает. Но при этом часто сбрасывают со счетов тех ребят, которые неловкие от природы, либо они, например, не заточены на школьную программу. В школе что? Отжаться, пробежать сколько-то кругов, сдать норму ГТО. А вот у этого ребенка, возможно, какие-то другие склонности. Но на это в школе мало обращают внимания. Вот с этой проблемой вы не сталкивались?

РОДНИНА: Конечно, сталкиваемся, но дело в том, что мы не занимаемся уроком физического воспитания. В чем заключается работа федерации, какие цели мы преследуем? Это в первую очередь создание школьных спортивных клубов. У нас это есть уже, законом утверждены школьные спортивные клубы. Есть рекомендации Министерства образования. И вот именно этот клуб будет заниматься той внеклассной, внеурочной работой. Потому что сейчас по новым образовательным стандартам, они, правда, пока работают в начальной школе (в средней и старшей скоро тоже вступят), у нас где-то от 8 до 10 часов, оплачиваемых часов для преподавателей, - именно вот эта внеклассная работа, то есть дополнительные занятия. Естественно, в каждой школе это будет решаться по-своему. Но мы видим, было бы правильнее, если бы эти часы делились как бы на творческую деятельность детей, художественно-творческую, на самодеятельность, хоры, рисование, научно-технические кружки и, естественно, на вот эти спортивные клубы, где будет предлагаться, мы надеемся, не только создание команд по какому-либо виду спорта, их не так много в школьных дисциплинах, но и еще работа с теми, у кого есть желание в чем-то улучшить себя, попробовать что-то другое. Попробовать аэробику и фитнес, которые у нас в школе не преподают, но этим сейчас очень многие увлекаются. Потому что аэробика и фитнес, они как бы возникли на базе уже существующих видов спорта, подводящих упражнений или разминок к видам спорта.

ВЕДУЩИЙ: Ирина Константиновна, часто бывает, что вот хорошая идея, и даже разработаны методики, как ее воплотить, но нет талантливых людей, которые готовы это претворить. Не секрет, что не хватает этих кадров.

РОДНИНА: Да, эта тема тоже как раз одна из самых тяжелых, я бы сказала. Но вот уже несколько лет существует Ассоциация преподавателей физической культуры, уже даже проводились международные конгрессы и семинары. Это пока проводилось только в Петрозаводске. Причем приезжают представители скандинавских стран, Прибалтики, Европы, даже Америки. Приезжают специалисты, которые проводят специальные занятия для преподавателей, потому что все наши институты усовершенствования, если там и есть такая тема, как физическое воспитание, то это, как правило, занятия за столом. А в принципе любой преподаватель, он должен уметь показать, увлечь ребят, знать эти все новые методики и технологии. Такая же ассоциация существует и в Москве. Мы надеемся, что следующий вот такой конгресс-семинар мы сможем провести в Москве с показом тех новых направлений, которыми, к сожалению, ни Институт физической культуры, который готовит специалистов, ни педагогические особенно институты, они этими новыми методиками и технологиями практически не обладают.

ВЕДУЩИЙ: Скажите, насколько вообще они архаичны, эти институты, которые вы перечислили, вот именно в плане воспитания и продвижения этого?

РОДНИНА: Институт физкультуры, он всегда как бы был настроен на то, что они готовят тренеров-преподавателей для детских спортивных школ, в будущем - для национальных команд, для клубных команд. То есть там и ориентация… Вот когда я там училась, то у нас был отдельно педагогический факультет и отдельно тренерский факультет. И, конечно, это была разница в подготовке. В педагогических институтах есть кафедры, которые готовят специалистов. Но, как правило, у педагогических институтов нет той спортивной базы, где нужно тренеру-преподавателю овладевать всеми этими навыками. Потому что в принципе, если я тренер-преподаватель, в школе особенно, то я должна на определенный, там пускай низший, разряд не только сдать теорию, но сдать и практику этого вида спорта, такого как баскетбол, волейбол, даже футбол, то есть тех видов, которые применяются для обучения в школе.

ВЕДУЩИЙ: Ирина Константиновна, я знаю, что вы очень много ездите по стране и не только по стране. Вы заключаете какие-то договоры?

РОДНИНА: Да, да.

ВЕДУЩИЙ: Вот я читала, Костромская область, Ленинградская область, и там будет проект новой школы «Территория спорта».

РОДНИНА: Вы знаете, дело в том, что, понятно, сразу одним приказом всё по стране не сделать.

ВЕДУЩИЙ: Естественно.

РОДНИНА: Поэтому мы заключаем договора, потому что понятно, кто главный человек на любой территории - это, конечно, губернатор. Потому что если губернатор этим делом болеет, то, естественно, этим делом начинают болеть и все окружающие. Ну что делать. Личный пример все-таки для нас всегда очень важен. И плюс, естественно, рядом с таким человеком есть всегда и энтузиасты этого дела. Вот на сегодняшний день у нас где-то уже около 13 территорий, где этот проект идет как пилотный. То есть это не в каждой школе, это определяются школы…

ВЕДУЩИЙ: Они обычные или со спортивным уклоном уже были заранее?

РОДНИНА: Нет, это обычные общеобразовательные школы, где есть спортивная более-менее база, то есть школьный спортивный зал, площадка, если они в нормальном, естественно, состоянии, есть тренер-преподаватель, энтузиаст, есть даже родители, которые помогают в этом деле. В Москве, например, создано уже несколько лиг именно по школьным видам спорта. В этом году мы в первый раз провели в Лужниках, совсем недавно, фестиваль школьного и дворового спорта Москвы, хотя к нам приехали команды из Ленинградской области, из Орла, были даже команды по разным видам спорта из Московской области. Кстати сказать, Московская область тоже, у нас есть соглашение, конечно, мы ждем, когда закончится эта выборная пора. Понимаете, это нельзя сразу так ввести. Это нужно проработать, подготовить регион, школу, людей. По нашему предложению Московская область разбита на таких шесть дивизионов…

ВЕДУЩИЙ: Какая-то военная тематика пошла.

РОДНИНА: Нет. Почему? Это совершенно спортивная тематика. И дивизион, и лига - это абсолютно нормально. Это что? Это определяются там три-четыре района вместе. Сначала в районе идут соревнования, в школе, в районе. Потом район с районом начинает играть.

ВЕДУЩИЙ: Это уже такая отработанная методика.

РОДНИНА: Абсолютно. Но ее надо подготовить, потому что в какой-то школе больше баскетбола, развивается баскетбол. В какой-то школе - волейбол. Вот составить сетку. И наша главная задача, чтобы вот эти все состязания, они не были по олимпийской системе. Что значит олимпийская система? Проиграл - выбыл. И всё, до свидания через четыре года, как говорится.

ВЕДУЩИЙ: Да, это срок для школьника.

РОДНИНА: А здесь мы хотим сделать так, что даже если ты какой-то матч проиграл, то ты все равно продолжаешь в течение всего учебного года быть в сетке этих соревнований. Вот победитель дивизиона дальше едет на Кубок губернатора. То есть у нас получается по разным видам спорта, мы в основном берем пока игровые виды спорта, потому что это реальнее проводить в стенах школы, мы реалисты, мы не предлагаем такие экзотические виды спорта, как гольф…

ВЕДУЩИЙ: Это уже более элитарно, скажем так.

РОДНИНА: Вы знаете, как ни странно, это школьный вид.

ВЕДУЩИЙ: Серьезно?

РОДНИНА: Да. Вот сейчас мы все знаем, что такое универсиада, да? Громко всё звучит, проводим. Но есть и Всемирные гимназиады, которые точно так же проходят раз в четыре года. Каждый год идут чемпионаты мира и Кубки Европы по школьным видам спорта. Их всего там 13-14. Конечно, каждая страна-организатор может добавлять еще какой-то для себя вид спорта. Но мы - члены этой международной федерации с 1972 года. Кто-нибудь об этом когда-нибудь говорил или знал? А вообще эта федерация международная, она была создана в 1968-1969 году, вот в эти два года, и создавалась министерствами образования стран Европы.

ВЕДУЩИЙ: Вот я не знала, честно признаюсь. Вы меня просветили.

РОДНИНА: Почему мы не принимаем участия и не принимали? Потому что система построения спорта в Советском Союзе и до сих пор еще где-то частично и в России - это было так: чемпион города, чемпион района, республики, страны. И строилось это именно больше по спортивной системе, а не по образовательной. В гимназиаде главное, чтобы принимали участие команды одного учебного заведения. Да, там могут быть и ребята, которые тренируются в детских спортивных школах, но это не вся команда из детской спортивной школы или из училища олимпийского резерва. Это все-таки одно учебное заведение.

ВЕДУЩИЙ: Ирина Константиновна, вы сказали, что в какой-то степени губернатор, естественно, заинтересованный человек и находятся энтузиасты… Иногда, мне кажется, эта инициатива переходит в нечто такое болезненное, ненормальное, когда люди из желания продвинуть эту идею доходят, конечно, не до маразма, но…

РОДНИНА: До абсурда.

ВЕДУЩИЙ: До абсурда. Мне рассказали историю, что в очень престижном московском институте стали готовить спортсменов. Но несколько человек принесли справки, что они не могут, они действительно болеют и по каким-то показателям не могут участвовать в спортивной жизни института. Так их заставили написать сочинение и объяснить, почему ты такой больной, что ты отказываешься участвовать в общественной спортивной жизни. Вот как не допустить этого перегиба?

РОДНИНА: Вы знаете, перегибы всегда есть.

ВЕДУЩИЙ: Может, параллельно преподавать уроки здравого смысла и логики этим людям?

РОДНИНА: Я могу объяснить, какая ситуация. Мы только-только в школе сейчас подошли, сейчас предлагается комплекс ГТО. И я очень рада, что мы не взяли просто старый комплекс ГТО, то, что предлагалось и против чего мы все выступали, а эти нормативы, они уже адаптированы к сегодняшним детям. А сегодняшние дети, в отличие от детей 1970-1980-х годов и 1960-х, физически значительно хуже подготовлены. Я не говорю развиты, просто более слабое идет поколение по многим причинам. Я вам должна сказать, что сейчас начинают в школах создавать такие группы для детей, которым нужна другая форма занятий. Институты должны то же самое… Любой институт - это не сборная команда страны. Потому что вся беда преподавания предмета физическая культура в Советском Союзе, что сначала этот предмет был построен так, чтобы мы могли выполнить нормы ГТО, то есть туда обязательно входила гимнастика и все-все-все нормативы; потом это стало все больше переходить как бы на олимпийскую систему. То есть у нас в школе есть исключительно олимпийские дисциплины.

А вообще в школьном спорте очень много таких дисциплин и таких игр, о которых мы понятия не имеем, как корфбол, как флорбол. Ну да, может быть, кому-то известно такое, вот у нас есть пионербол, было такое. Если даже легкая атлетика или плавание - это все равно не то, что я один пробежал вот эти 100 метров, это все равно групповой результат. Если есть эстафета, то это шведская, как мы называем, эстафета. Что значит шведская эстафета? Одна дистанция - 30 метров, вторая дистанция - 60 метров. (Ну, я так приблизительно, может быть, и 25 метров.) Другая будет 90 метров. То есть мы на каждую из дистанций можем включить любого человека. Менее выносливый пробежит 30 метров, и он участвует в командном результате. Более выносливый пробежит, может быть, и 200 метров. Но это коллективный результат. А не так, что одни сидят такие ненужные на трибуне, в наказание сидят смотрят, как другие, хорошо развитые, прыгают и показывают результаты, являются такими, как вам сказать, популярными людьми в школе.

ВЕДУЩИЙ: Да, конечно.

РОДНИНА: Во-первых, не стоит задача подготовить спортсменов. Если оказываются ребята талантливые, замечательно.

ВЕДУЩИЙ: Есть спортивные школы, пожалуйста.

РОДНИНА: Есть спортивные школы, да. Но главное - именно коллективный результат. Поэтому, если приводить примеры, ну, я больше знаю Америку. Естественно, это Канада, это Англия. Америка 50 лет назад, практически чуть даже больше, стала перестраивать свою школьную систему. В первую очередь потому, что они стали понимать, что они от Европы, и особенно от Советского Союза, отстают в образовании, а второе - это наркотики. Они с ними столкнулись чуть раньше. Мы пока ничего не придумали, предупреждающее наркотики, кроме как физические нагрузки. Потому что во время физических нагрузок у вас происходит выделение тех же самых аминокислот, которые мы называем гормоны радости. Если мы до 12-13 лет не приучим ребенка к этим регулярным нагрузкам, получению вот этой прелести, когда тело уставшее, то в 13 лет пойдет и табак, пойдет и пробовать наркотик, потому что все равно нужны какие-то стрессовые ситуации. Поэтому никакие лозунги и плакаты не приведут - мы должны вырабатывать это в человеке. Это нормально. Мы учим человека буквам, слогам, словам, потом он читает, потом он сам может свою мысль уже изложить. То же самое и здесь. Спорт нужен не просто чтобы быть здоровым. Это абсолютно социальное явление.

Вторая ситуация. Почему дети более спортивные, которые принимают участие в жизни школы, в спортивной программе, эти дети, как правило, более выносливы? Любой выносливый человек, он успевает больше. Это естественно. Он может больший объем работы, знаний, нагрузок преодолеть. Вторая ситуация, чем я была немножечко удивлена. Нам всегда объясняли, что Советский Союз - это государство коллективное. Мы даже не могли, если вы помните, начинать предложение или говорить что-то, начиная с «я». Могли сказать: «мы», а «я» запрятать где-то в конце предложения. Когда ставится вопрос, что спорт - это умение себя вести в амбициозном коллективе, а то, что у каждого есть амбиции, это уже и так понятно. Но вот найти себя, чтобы твоей амбицией, коллективной работой, игрой были удовлетворены, чтобы твои амбиции пошли на результаты общие, понимаете, вот мы с этим, например, столкнулись… Да, в спорте это есть, команда, что называлось. Основная масса людей столкнулась, когда они стали работать в западных компаниях или компаниях, которые учреждены западными партнерами. Вот там пошли эти тренинги, коучинги. В чем разница? Один натаскивает, а другой тренирует. Да, вот даже здесь. И вот когда я читаю, там многие пишут: персональный коучинг, пятое, десятое, что вкладывается в это понятие? Эти слова пришли из спорта в бизнес. Потому что вот здесь как раз – как создавать команду, как ее лепить, как идти к общему результату, чтобы ты оставался доволен и результат был хороший? Третье, мы никогда об этом не думали, что спорт - это самое начальное правовое образование. Вы не можете себе представить ни одного вида спорта без правил.

ВЕДУЩИЙ: Соглашусь.

РОДНИНА: И эти правила для всех. Если вы их нарушаете, сознательно или случайно, идет наказание, идут штрафы, идет отмена результата, твоего личного и команды. Это всегда дети болезненно переживают. Эти правила для всех. Вот с этого и начинается общежитие.

ВЕДУЩИЙ: Да. Вот если бы, конечно, эти слова записать на диск, разослать всем учителям физкультуры и сказать: вот, пожалуйста, вам пособие, немножко перенастройте свои мысли.

РОДНИНА: Но это так и есть. Я думаю, что практически любой учитель это знает. Просто чуть-чуть сделать акцент. Понимаете, точно так же в спорте. Всегда говорят: вот спорт, вот амбиции, пятое, десятое. Талантливый и нормальный тренер, он в первую очередь тебя чему учит? Ты никогда не борешься ни с кем, ты борешься и побеждаешь самого себя.

ВЕДУЩИЙ: Если мы вернемся к школьному спорту, Москва, наверное, здесь в более выигрышной позиции. А какие регионы находятся в наиболее плачевном состоянии?

РОДНИНА: Знаете, я боюсь вот так говорить. Я не могу сказать, что я все регионы объездила.

ВЕДУЩИЙ: Во всяком случае, что бы вам хотелось улучшить в каком-либо конкретном месте?

РОДНИНА: Вы знаете, как ни странно, есть регионы, где спорт на селе значительно лучше, учитывая, что они имеют и худшую даже базу, но, может быть, вот это более замкнутое пространство, может быть, потому что школа является центром внимания. Поэтому там очень многие родители занимаются, проводится много всяких мероприятий. Вот я даже могу сказать, я депутат, представляющий Омскую область, на протяжении более 40 лет из года в год у нас идут летние, зимние игры и принимают участие сельские команды. Дети - там идет отдельный зачет. Вот команда взрослых может замечательно выступить, но дети в школе показали не тот результат в своих школьных соревнованиях, и это понижает общий результат района. И вы знаете, как районы борются уже? Мне кажется, это какой-то такой хороший, замечательный стимул.

ВЕДУЩИЙ: Можно организовать соревнования. Люди, конечно, пойдут на ура. Но если не будет какой-то инфраструктуры, то гонять в чистом поле…

РОДНИНА: Вы знаете, да. Мы пришли сейчас к этому вопросу. Вот эта программа - «Спорт в школы», «Школа - территория спорта», она как раз подразумевает. Мы очень бьемся и с правительством работаем. У нас есть предложения. Я понимаю, что сразу всё не построить. 40 тысяч школ, мы сразу каждой школе не построим ничего. Но сделать хотя бы переоборудование, реконструкцию спортивного зала - полы, стены, новый спортивный инвентарь, привести пришкольную площадку в порядок. У нас сейчас многие школы малокомплектные. Ну почему из какого-то класса (сейчас достаточно свободных классов) не сделать зал аэробики или тренажерный зал, чтобы в эту школу после окончания учебы детей приходили все жители этого микрорайона или района, или этого поселка, чтобы действительно зажила школа? И тогда любой родитель поймет, что это надо поддерживать. И мы надеемся, что эта программа поможет, мы сейчас в пилотных регионах начинаем делать, там, конечно, часть средств региональных и часть средств - частный бизнес, часть средств, которые дают предприниматели, потому что их дети в этих школах учатся, чтобы привести за лето эти залы и площадки в порядок.

ВЕДУЩИЙ: А вообще тяжело привлекать инвестиции в развитие спорта?

РОДНИНА: Знаете, если хорошие, интересные программы и виден результат, если это не какие-то миллиарды, то сейчас стали идти. Мы проводили такую программу, она идет, «Дворовый тренер», мы ее предложили весной 2009 года, когда понимали, что достаточно большое количество детей окажется без организованного отдыха, потому что кризис, естественно, кто-то потерял работу, у кого-то со средствами стало сложнее. И мы предложили во дворах - так получилось, что это прошло все-таки больше при школьных площадках, хотя и во дворах тоже - организовать два или три раза в неделю какие-то занятия. В субботу-воскресенье проводить соревнования. Опять же виды абсолютно доступные. Мы подводили этап вот этого первого сезона, это было в Белгороде, и на сегодняшний день я могу сказать, что предпринято губернатором Белгорода. Более 200 площадок, которые обустроены и благодаря средствам региональным, и в первую очередь предпринимателям, там есть спортивные площадки во дворах и при школах, которые какая-то компания, небольшая компания, взяла под свою опеку: привела в порядок освещение, помогает, оплачивает работу тренера, проводит занятия. То есть уже просто именные площадки есть, более 200 площадок. Не надо ждать, когда всё это государство сделает. Потому что, если мы не начнем это менять, долго очень придется ждать. А ждать некогда, мы растем, мы развиваемся, дети очень быстро растут.

ВЕДУЩИЙ: Ирина Константиновна, я вам желаю успехов, потому что я представляю, какое это непаханое поле. Спасибо большое.

Маяк. Москва. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация