Евгений Стычкин
Смотрим
В подкастах
В видео
В aудио
Биография
Российский актер театра и кино
Его называют синтетическим актером, любимчиком режиссеров и публики, одним из самых ярких и узнаваемых артистов. В каких только знаменитостей - поэтов, вождей, общественных деятелей - он не перевоплощался на театральной сцене и в кинематографе. А за роль великого Чаплина в спектакле "Чарли Ча" был удостоен премии "Чайка".
Евгений Стычкин родился и вырос в самом сердце столицы в семье творческой интеллигенции. Его мама - бывшая солистка Большого театра Ксения Рябинкина, родная сестра знаменитой примы Елены Рябинкиной. Отец — легендарный переводчик-синхронист Алексей Стычкин, проработавший много лет в ООН в Женеве, затем в Госкино в Москве. Помимо иностранных языков, папа Жени увлекался искусством, был владельцем коллекции русской живописи.
Об отце актер говорит: "От отца я унаследовал систему координат, ценностей, и за это бесконечно ему благодарен. Но в остальном мы с ним спорили столь яростно, что люди непонимающие видели в нас настоящее воплощение проблемы отцов и детей. Я считаю наши споры делом нормальным, не жалею о них, а вот систему координат усвоил и мечтаю, ничего не меняя, передать ее своим детям. Быть похожим не нужно. Но ни в коем случае не надо стремиться быть непохожим".
Был у Евгения еще один знаменитый воспитатель и советчик - крестный отец - актер и кинорежиссер Анатолий Ромашин.
"Вообще, мне очень повезло, я был воспитан в гениальном инкубаторе, - признается Стычкин. - Поэтому в тот момент, когда меня выпустили в жизнь, я был к ней готов по максимуму. Может, немножко отлично от большинства, но мне нравится тот набор инструментов, с которым меня выпустили в жизнь".
Не удивительно, что окончив школу, молодой человек пошел в театральный. Хотя, по словам Жени, в артисты он не собирался: "У меня изначально все это было баловством. Я не думал об актерстве, просто шел по пути наименьшего сопротивления. Во ВГИК я поступил сразу".
Обучался на курсе Армена Джигарханяна и Альберта Филозова. И сразу же влюбился в свою профессию: "Обычно студенты творческих вузов не очень серьезно относятся к учебе, а мне занятия нравились безумно. Я пропадал в институте с утра до вечера – занимался сценическим движением, речью. У меня ведь была не очень хорошая дикция. Когда на первом курсе пришел на предварительное прослушивание яхонтовского конкурса, меня даже слушать не стали: "Ты же шепелявый. На что ты надеешься?" Меня эти слова тогда дико обозлили. Я в этом смысле человек заводной – если чего-то хочу, то добиваюсь любой ценой. И в следующем году я все-таки стал лауреатом конкурса имени Яхонтова".
Театр
Театральная карьера актера началась в 1994 году с выхода на сцену Театра клоунады Терезы Дуровой. Позже он играл в Московском театре "Школа современной пьесы", театральном центре "Вишневый сад", Театре Луны Сергея Проханова, Театре эстрады, Моссовете, Государственном академическом театре им. Е.Вахтангова, "Квартете И", Театре "Практика", "Другом театре" и на других площадках столицы.
Такое непостоянство Евгений объясняет следующим образом: "Я только и занимаюсь тем, что пытаюсь не ставить себе каких бы то ни было рамок, я пытаюсь пробовать каждый раз что-то новое. Поэтому я думаю, что, если артист для себя решает, какой театр ему ближе, это начало застоя, который приводит к протуханию продукта".
Среди ролей, сыгранных Стычкиным, и Шут в "Короле лире", и Моцарт в "Амадее", и Гитлер в "Страхе и отчаянии Третьего Рейха". А за Чаплина в спектакле Сергея Проханова "Чарли Ча" актер был награжден премией "Чайка" в номинации "Прорыв".
В пьесе Игоря Симонова "Девушка и революционер" в постановке Владимира Агеева артист сыграл Иосифа Сталина. Евгений вспоминает: "Когда мне предложили играть Сталина в театре "Практика", моей первой реакцией было – отказаться. Я подумал, что это просто смешно, и я этого делать никогда не буду. Я не похож на Сталина, я ненавижу Сталина и все, что с ним связано, и все это совершенно не мое. И именно поэтому я решил согласиться. Потому что надо ставить над собой эксперименты. Лучше сделать и жалеть, чем не сделать и жалеть. Лучше оступиться, чем испугаться сделать шаг".
"Другой театр"
Дольше всего артист сотрудничает с театром Сергея Петрейкова: "Я очень рад, что моя жизнь главным образом связана с "Другим театром", где у меня нет своей гримерки, но при этом есть дух настоящего театра".
Евгений Стычкин играл в первой постановке "Другого" - "ПроЯвления любви", о чем вспоминает: "Этот спектакль как лакмусовая бумажка: помимо прекрасной пьесы Ксении Драгунской, есть в нем вкрапления из других произведений, это и Белли, "Доктор Живаго", в общем, это прекрасная совершенно драматургия классическая. Таким образом, спектакль позволяет понять тебе, в каком ты профессиональном состоянии, над чем тебе сегодня хочется смеяться, а что заставляет тебя плакать. Очень тонко, как поход к психологу, психоаналитику, он позволяет тебе с собой разобраться".
В трагикомедии Павла Сафонова "Розенкранц и Гильденстерн мертвы", поставленной по пьесе Тома Стоппарда, актер исполнил одну из главных ролей. О работе он размышляет: "Сама пьеса предполагает какие-то глубочайшие размышления о смысле жизни и вообще всего нашего пути. И это вещи, о которых мы теперь уже не привыкли ни с кем разговаривать, мы даже с ближайшими друзьями не очень говорим об этом – не умеем… Спектакль, мне кажется, абсолютно отражает наше представление о том, ради чего мы живем и как, вообще, это все происходит с нами. Как совершаются ошибки, как мы за них платим или не платим. В общем, обо всем".
В спектакле "Ближе" по мотивам пьесы "Closer" британского драматурга Патрика Марбера артист выходит на сцену с Викторией Исаковой, Агнией Кузнецовой, Максимом Виторганом. По режиссерской задумке Владимира Агеева, актеры на живом современном языке рассказывают о любви. Евгений уточняет: "Пьеса построена таким образом, что герои бесконечно проходят через те жизненные ситуации, связанные с любовью, влюбленностью, изменами, предательством, через которые, в общем, все взрослые люди так или иначе проходили, будучи или на одном, или на другом месте, как повезло".
Третьей совместной постановкой режиссера Павла Сафонова и Евгения Стычкина стало обращение к классике. Артист делится: "Я играю моноспектакль "Кроткая" по Достоевскому - и это, наверное, самое глубокое высказывание, самое трудное из всего, что я когда-либо делал".
Театральные роли
Московский театр "Школа современной пьесы":
- 1995 — "А чой-то ты во фраке?" мюзикл Д. Сухарева, C. Никитина по пьесе "Предложение" А. П. Чехова. Режиссер: Иосиф Райхельгауз - Иван Васильевич Ломов
Московский театральный центр "Вишневый сад":
- 1995 — "Страх и отчаяние Третьего Рейха" по пьесе Бертольда Брехта. Режиссер: Александр Вилькин - Гитлер
Театр Луны:
- 1996 — "Фанта-Инфанта" по пьесе Сергея Проханова. Режиссер: Сергей Проханов — Блекстар
- 1998 — "Таис Сияющая" по пьесе Сергея Проханова. Режиссер: Сергей Проханов — Мелий
- 2000 — "Чарли Ча" по пьесе Сергея Проханова. Режиссер: Сергей Проханов — Чаплин
- 2000 — "Старый новый Фауст" по мотивам "Народной книги о Фаусте". Режиссер: Владимир Койфман
Театр эстрады:
- 2003 — "Резиновый принц" по роману "Фаллоимитатор" Олега Богаева. Режиссер: Нина Чусова – Резиновый принц
Театральная компания Сергея Виноградова:
- 2003 — "Машенька" Владимира Набокова. Режиссер: Сергей Виноградов — Ганин
Театр имени Моссовета:
- 2003 — "Король Лир" Уильяма Шекспира. Режиссер: Павел Хомский — Шут
Государственный академический театр им. Е. Вахтангова:
- 2005 — "Дон Жуан и Сганарель" Жан-Батиста Мольера. Режиссер: Владимир Мирзоев — Сганарель
- 2006 - "Элизавета Бам. Я никого не убивала" по пьесе Даниила Хармса. Режиссер: Федор Павлов-Андреевич – Эльзавета Бам
Открытая сцена:
- 2006 - "Акакий А. Башмачкин" по пьесе Олега Богаева "Башмачкин" и мотивам повести Н.В.Гоголя "Шинель". Режиссер: Владимир Мирзоев
Городской выставочный центр "Старый город":
- 2008 - "Амадей" по мотивам маленькой трагедии "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкина. Режиссер: Алла Сигалова – Моцарт
Театр "Практика":
- 2009 - "Девушка и революционер" по пьесе Игоря Симонова. Режиссер: Владимир Агеев – Иосиф Сталин
Другой театр:
- 2005 - "ПроЯвления любви" Ксении Драгунской. Режиссер: Ольга Субботина — Леша
- 2009 - "Розенкранц и Гильденстерн мертвы" по пьесе Тома Стоппарда
- 2010 - "Ближе" по мотивам пьесы Патрика Марбера. Режиссер: Владимир Агеев
- 2012 - "Старший сын" по пьесе Александра Вампилова. Режиссер: Павел Сафонов – Сильва
- 2014 - "Валентинов день" по пьесе Ивана Вырыпаева. Режиссер: Павел Сафонов
- 2016 - "Кроткая" по произведению Ф.М.Достоевского. Режиссер: Павел Сафонов
Кинематограф
В кино актер дебютировал в 1990 году в фильме "Фуфель" Бориса Небиеридзе. Первую главную роль исполнил в мелодраме Александра Сорокина "Пчелка" с Татьяной Догилевой и Эдуардом Марцевичем.
"Апрель"
В начале 2000-х вышла криминальная драма Константина Мурзенко "Апрель", где артист сыграл выходца из детдома Петра Апреля.
Позже Евгений снялся в комедии Юрия Павлова "Брак по расчету", трагикомедии Георгия Шенгелии "Невозможные зеленые глаза". Сыграл молодого рок-певеца в музыкальном фильме Ивана Соловова "Слова и музыка".
В 2004-ом принял участие в приключенческом сериале "Холостяки". Актер вспоминает: "Сейчас я бы на "Холостяков", конечно, не согласился, но тогда это было большим удовольствием, в том числе и профессиональным. Потому что мы сошлись вчетвером с Маратом Башаровым, Дмитрием Певцовым и Олегом Фоминым, все до этого были знакомы, и стали единым целым. Участвовать в этом проекте было нашим совместным решением. И получилось неплохо, я совершенно об этом не жалею".
Также артист запомнился ролями в комедии Александра Стриженова "От 180 и выше" (Костя) и мелодраме Леонида Эйдлина "Счастье ты мое" по роману Вадима Зобина "Любовь, одна любовь" (Николай II).
"Бесы"
В 2006 году Валерий Ахадов экранизировал бессмертную классику – роман Ф.М. Достоевского "Бесы". В драме Стычкину досталась роль Петра Верховенского.
"Когда я узнал, что на студии запускают "Бесов", сразу понял, что хочу играть, схватил книгу и перечитал роман, - вспоминает актер. - Я думаю, что бесовщина вечна, но преломляется каждый раз по-своему. В России того времени такие люди, наполненные черной энергией и не имеющие уважения ни к жизни, ни к смерти, ни к морали, рождались во множестве, но мало кто понимал, что именно они в себе несут. Достоевский понял, потому он и велик".
О съемках Евгений говорит: "Было страшно. Я понимал и понимаю, что не может остаться безнаказанным (на внутреннем уровне) погружение в темные душевные конструкции Петеньки Верховенского. Ты, безусловно, соприкасаешься с ними и не можешь не пострадать. Но при этом работать над образом главного "беса" мне было очень интересно. Постараюсь, чтобы чудовище, которое я играю, не осталось во мне ни одной своей частичкой".
Ежегодно с участием актера выходили новые громкие премьеры. Он сыграл Прянчикова в драме Глеба Панфилова "В круге первом", снятой по одноименному роману Александра Солженицына. Снялся в роли Парфена в комедии Алексея Рудакова "День денег" по роману Алексея Слаповского. Побывал агентом звезды российского кино Ильи Ракитина (Марат Башаров) в мелодраме Ильи Хотиненко "Контракт на любовь". Перевоплотился в главаря банды анархистов Владислава Красовского в историческом фильме Олега Фомина "Господа офицеры: Спасти императора".
"Палата №6"
В 2009-ом Карен Шахназаров экранизировал повесть Антона Павловича Чехова "Палата №6". На главные роли он пригласил удивительного, непредсказуемого в перевоплощениях Владимира Ильина, мастера монологов и настроений русской классики Алексея Верткова и универсального артиста Евгения Стычкина. Актер безукоризненно попал в образ молодого доктора Евгения Хоботова.
Сценарий "Палаты № 6" Карен Шахназаров и Александр Бородянский написали еще… в 1988-м году. Фильм должен был сниматься в России, но на деньги итальянских продюсеров, а на главную роль был утвержден Марчелло Мастроянни. Однако концепция фильма (авторы перенесли действие в современность) продюсеров не устроила, и проект не состоялся. Спустя 20 лет режиссер решил вернуться к старой идее. И все-таки снять "Палату №6".
О работе над картиной Карен Шахназаров рассказывает: "Мы понимали, что одна из задач - погрузить события в реальный мир людей душевнобольных. Уже тогда решили, что снимать будем в аутентичной среде. Съемки в таком месте, в такой реальности, где пациенты были и массовкой, и групповкой, и актерами, имеют принципиальное значение для этой картины. Такую атмосферу невозможно создать искусственно. Конечно, можно было бы построить павильон, актеров нанять на роли больных, но это сделало бы фильм очень отвлеченным. Погружение в ту реальность делает ее дыхание жизненнее, а чеховский текст совсем по-другому слушается, воспринимается зрителем".
В конце 2000-х популярность актера была настолько велика, что его звали в свои проекты самые именитые режиссеры. Артист снялся у Ильи Хотиненко в фильме ужасов "Ясновидящая" (Игнат). У Никиты Михалкова сыграл в военной драме "Утомленные солнцем 2: Предстояние" (старлей-сапер). Главные роли ему достались в шпионском сериале "Поединки" (Владимир Барковский) и жизнеутверждающей комедии Егора Баранова "Самоубийцы" (Толик).
Также Евгений принял участие в экранизации Сергеем Снежкиным "Белой гвардии" Михаила Булгакова (подпоручик Федор Степанов по прозвищу Карась), в фэнтези Алексея Колмогорова "Золото "Глории" (ученый-историк, охотник за кладами Андрей), в лирической комедии Саши Кириенко "Питер-Москва" (Денис Новодворцев), в мистическом триллере Андерса Банке "Чернобыль. Зона отчуждения" (Костенко).
"Измены"
В рейтинговом сериале Вадима Перельмана "Измены" актер сыграл самовлюбленного бизнесмена Юру.
"С "Изменами" все было очень просто, - делится артист. - Сначала я познакомился с творчеством Вадима Перельмана, посмотрел несколько его фильмов. Тогда я и мечтать не мог, что буду у него сниматься. Мы как-то задружились, и, когда мне пришло предложение от Вадима, я был готов соглашаться, не читая сценария. Но я его прочел — и он был блистательный, точнейшие диалоги. А мой герой — нормальный, современный человек, самовлюбленный, инфантильный, несчастный, не понимающий, ни что такое любовь, ни в чем смысл жизни, запутавшийся и не готовый это признать. Как большинство из нас.
Ему кажется, что он все делает для того, чтобы быть счастливым. И чтобы женщина, которая сейчас рядом с ним, была счастливой. И совершенно в бешенстве от того, что она несчастна. Даже несмотря на то, что он создал для нее все возможные условия: у нее прекрасный дом, он дал ей водителя, она ходит в спа-салоны... А все потому, что они друг друга не слышат. Они разговаривают сами с собой, будто живут через стекло.
Я думаю, что какие-то сильные и какие-то слабые стороны от меня в этом герое есть. Мне вообще хотелось, чтобы получился такой собирательный образ современного мужчины. Чтобы он был в меру инфантильным. Чтобы не совсем точно понимал, что такое сила и что его власть, деньги, жесткость и бескомпромиссность силой не являются. Мне хотелось, чтобы он был… не карикатурой, конечно, но с некоторой сатирой на представителей современного делового мира".
В 2015 году актер снова работал с Егором Барановым. На этот раз в драматической саге "Фарца" Евгений сыграл криминального авторитета "Понта" (Максим Понтонов).
О своем герое артист рассказывает: "Он, конечно, гад конченый. (Смеется.) Но когда мы оправдываем своего персонажа, это не значит, что считаем его хорошим. Мы просто пытаемся понять мотивы его поступков. Понт помимо того, что бандит, еще работает в связке с властью, то есть такой абсолютный подлец, пробу негде ставить. Играть его было невероятно интересно. И сценарий хорош, и находиться на площадке режиссера Егора Баранова — удовольствие! К тому же шестидесятые — время, за которое приятно подержаться, это время юности моих родителей".
"Максимальный удар"
В фильмографии актера есть и работы с зарубежными режиссерами. Одна из таких - комедийный боевик "Максимальный удар". Артист уточняет: "Это совместный русско-американский проект. Режиссер Анджей Бартковяк — американец польского происхождения — великолепный, интереснейший дядька! Мы знаем его по таким фильмам, как "Адвокат дьявола" и "Скорость", где он был оператором. Потом он стал режиссером и довольно плотно снимает последние 15 лет. Он снимает такое, в хорошем смысле, "старомодное кино". Там играют артисты, фильмы с которыми я засматривал до дыр, когда еще были видеокассеты. Это Маттиас Хьюз, Марк Дакаскос, Эрик Робертс. Правда, на моих детей произвело главное впечатление, что там снимается Дэнни Трехо.
Я играю хорошего, веселого, сильно пьющего, очень жесткого офицера ФСБ по прозвищу "Адская кувалда". Мы с режиссером пытаемся разобраться, почему же его зовут "Адская кувалда". У нас есть несколько вариантов ответа. Например, с постановщиком трюков мы пришли к тому, что "Адская кувалда" — это как в кун-фу "железный кулак". Такой вот у него один кулак, который пробивает стены. Была, конечно, масса шуточных вариантов, включая эротический, но мы пока не определились. Пускай каждый сам выберет по своему разумению".
В 2017 году Евгений снялся сразу в двух мистических триллерах: "Проклятие спящих" Ильи Куликова и Артема Аксененко и "Гоголь. Начало" Егора Баранова. В нашумевшем "Гоголе" с Александром Петровым и Олегом Меньшиковым он сыграл Бинха.
"Эту роль мне предложил Александр Цекало. В двух словах описал роль, и я, ни секунды не раздумывая, согласился. Саша придумал эту историю и рассказал так, будто говорил о готовом прекрасном фильме. Это уже в тот момент звучало очень убедительно.
Мы не снимали экранизацию и тем более жизнеописание. Это готический детектив, где у одного персонажа фамилия Гоголь. И мы размышляем над тем, о чем размышлял и он. Но наше кино - это совершенно самостоятельное произведение. При этом я уверен, что Николай Васильевич был бы доволен", - подчеркивает актер.
"Троцкий"
В не менее громкой премьере - биографической ленте Александра Котта и Константина Статского "Троцкий" - Стычкину досталась одна из самых сложных и масштабных ролей - Владимир Ильич Ленин.
На съемки в проекте артист согласился не сразу: "Когда играешь большой исторический персонаж, есть опасность сыграть свое представление о его гранитной славе или его преступлениях. А нужно играть просто человека. Даже если твой герой демон и черт, которым, на мой взгляд, был Ленин, ты вынужден, обязан его оправдывать. Поэтому я несколько раз отказывался играть Владимира Ильича, но я не так сильно его боялся, как стоило.
Мне кажется, что феномен Ленина заключается не в мести, не в ненависти, а в абсолютном пренебрежении к ценности человеческой жизни и другим общечеловеческим ценностям. Вообще, все вожди революции были очень крутыми ребятами. Только очень-очень страшными".
Всего в фильмографии актера более сотни ролей, из которых можно составить целый калейдоскоп разнохарактерных персонажей.
Телевидение
Телевидение занимает значительное место в карьере актера: "До недавнего времени я думал, что главное – это театр и кино, а ТВ – это так, для заработка. Но теперь считаю, что не имеет значения, где ты играешь – перед двухтысячным залом, в маленькой антрепризе, перед телекамерой, где в день снимают по серии, или в кино, где картину снимают четыре месяца. Важны только люди и материал. Они важны не для результата, потому что результаты могут быть различными, а для процесса и для удовольствия. Я не хочу сказать, что мне важно только участие, а не победа. Так говорят только те, кто никогда не выигрывает, но мне действительно важно получать удовольствие от процесса".
В 1994 году Евгений Стычкин вел на канале РТР передачу-телевикторину "Соник-супережик" про игры с приставки Sega. Был ведущим передачи "Пойми меня" в 1999 году. В течение четырех лет (1999-2002) под псевдонимом Тимофей Мультяхин вел программу "Мультазбука" на ОРТ.
В 2006 году актер работал ведущим передачи "Алло, гараж!", шедшей по украинскому телевидению, и программы СТС "Слава Богу, ты пришел!".
В 2007 году артист принял участие в "Розыгрыше" и в "Цирке со звездами" на Первом канале.
"В тридцать пять меня пригласили участвовать в шоу "Цирк со звездами", - делится Евгений. - Это был вызов самому себе, потому что поначалу я понимал, что сделать трюки, которые мне предлагают, просто нереально! Большое удовольствие, когда у тебя вдруг начинает получаться то, что вчера еще не получалось - когда ты становишься немножко быстрее, сильнее, лучше, чем был вчера".
В 2011-ом актера позвали в документальный проект Первого канала. В цикле фильмов "Поединки" при содействии СВР в серии "Поединки. Похищение бомбы" он исполнил роль легендарного советского разведчика Владимира Барковского.
Реклама
В 1997 году Евгений Стычкин снялся в рекламе чистящего средства Comet. Также он рекламировал батончика Nuts. А в 2016 году представил рекламу МегаФона.
О своем отношении к съемкам в рекламе артист говорит: "Я не считал и не считаю, что в этом есть что-то плохое. Но я фраернулся только однажды. Снялся в рекламе чистящего средства, и этой рекламы оказалось слишком много. И реклама стала негативно влиять на мою карьеру".
Интересный факт
Актер издал книгу мемуаров своей бабушки. Он делится: "Бабушка была дочерью царского генерала, пережила революцию, нэп, войну. Я нашел эти мемуары и подумал, что должен их издать. Главным образом, для детей сохранить ее воспоминания и историю семьи. Помимо бабушкиной книги, у меня есть полное генеалогическое древо, я могу поколений на семь довольно точно проследить все, что происходило со всеми моими предками".
Интервью
О профессии
"В нашей профессии скромность точно никому не нужна. Но и такая наглость, которую я имел в юности, тоже, наверное, перебор".
"В тот момент, когда я поступил во ВГИК, я ничего не решал - чистая случайность, судьба, шанс. Потом я понял, что нет на свете ничего, что приносило бы мне столько радости, или почти ничего. Ты примеряешь на себя судьбы и характеры разных людей. Что может быть прекрасней? Ужасно, что это скорее женская профессия, основанная на желании нравиться. Еще это подчиненная профессия - нас выбирают, нам предлагают работу, это оскорбительно. А если не выбирают, вообще - кошмар. Так что, если кто хочет попробовать, семь раз подумайте".
"Я влюблен в мою профессию - мне все нравится".
"Когда я заканчивал институт, Альберт Леонидович Филозов, мой мастер (я учился у Филозова и Джигарханяна), сказал, что нужно набирать любые навыки! Что если Вы умеете бичом сбивать пепел с сигареты, стоящего в десяти метрах человека, то может быть, даже в совершенно не связанной с этим роли, при прочих равных, именно это заставит режиссера выбрать Вас, а не другого артиста. Поэтому я всю жизнь набираю сотни, казалось бы, ненужных навыков".
"Практически все, что я делаю вне работы, так или иначе связано с работой. Я довольно много занимаюсь разным спортом, но это тоже, так или иначе, связано с работой. Я хочу скакать на лошади в доисторических фильмах, я хочу владеть разнообразными восточными и не восточными единоборствами. Я слишком люблю свою работу, чтобы лимитировать себя из-за того, что мне лень себя развивать и совершенствовать".
"Я очень люблю работать с одним режиссером несколько раз, когда появляется возможность понимать друг друга с полуслова, как с Егором Барановым, например. Но я открыт и для новых предложений. Главное – талант, ум, компетентность. Я всегда спорю с режиссерами, мучаю их, переписывая сцены, засыпая предложениями. При этом самое большое удовольствие я получаю, когда режиссер может меня переубедить, когда он сильнее в аргументации, более мотивированный. Хорошо, когда ты можешь довериться режиссеру, потому что он точно знает, что делает".
"Я очень доволен своей профессией и считаю, что мало на свете профессий, которые бы приносили подобное удовольствие. Есть более достойные, более интересные, более денежные, но профессий, приносящих такое удовольствие, как профессия артиста, не много".
О кино и театре
"Я не представляю себе жизни без театра и кино. Без кино – в меньшей степени, у меня бывают периоды, когда я по нескольку месяцев не снимаюсь, и не переживаю по этому поводу, если у меня есть на что купить себе кусок хлеба. А без театра я не очень представляю себе свою жизнь. Это уже определенная наркотическая зависимость, от которой вряд ли возможно избавиться".
"В театре нужно потратить всего себя без остатка, и при этом счет за парковку будет выше зарплаты. А в кино будут и деньги, и слава, но если убрать из этой формулы театр, то, как актер, ты станешь выхолощенным, заштампованным. Кинематограф высосет тебя. Так что нужно умно комбинировать, медленно помешивать, и тогда получится порох".
О музыке
"Музыка очень важна для актерского настроя – она задает определенный внутренний ритм. Когда я снимался в "Апреле", режиссер Костя Мурзенко перед каждой сценой давал мне послушать какую-то запись. В фильме она потом не звучала, но, видимо, ее след оставался в пластике роли. И теперь я часто спрашиваю режиссеров о том, какая, по их мнению, мелодия соответствует моему персонажу".
О ролях
"Главная роль в жизни всегда та, которую ты в этот момент репетируешь или играешь. У меня нет задачи - перещеголять Сергея Безрукова в количестве сыгранных знаменитостей. Мне надоело играть комедии. Но это то, что часто предлагают, а работа приносит мне огромное удовольствие, и у меня не всегда хватает сил, чтобы отказаться".
"Если кто-то понравился в роли героя-любовника, ему все время их предлагают. Стоило мне сыграть одного подлеца, предложили еще семерых. Поэтому иногда можно согласиться сняться бесплатно в картине, чтобы сыграть то, чего ты никогда не делал. Исключительно для того, чтобы тебя увидели в ином качестве".
"Я потратил много лет на то, чтобы бороться с рамками, в которые меня пытались загнать: в силу фактуры, в силу стереотипов. Я, в общем, уже довольно жестко это амплуа расколотил на какие-то куски и разобрал на составляющие. Поэтому я теперь уже не знаю, кого я должен играть, где, как, и что для меня, что мне ближе. И в этом смысле, конечно, огромная заслуга режиссеров, с которыми мне посчастливилось работать".
"Всегда при выборе проекта самое главное — драматургия и команда. Сейчас стало не так важно, в полнометражное кино тебя приглашают или в телефильм, телефильм из шестнадцати серий, из восьми или из четырех. А вот что играть и с кем — это большой вопрос. Режиссер и актеры становятся твоей компанией на три, а то и на пять месяцев. Мы ведь работаем не только на результат. Это наша жизнь. И в этом смысле не стоит идти на компромисс, другой жизни у нас не будет".
"Я не беру проекты, зрителем которых я бы сам не хотел быть. Я хочу делать то, что мне самому и в процессе, и результате доставляет удовольствие. Это не значит, что я, таким образом, стопроцентно уберегусь от ошибок, но, по крайней мере, я придерживаюсь такого векторного направления".
"Проблема жанра и амплуа стара как мир, и с ней сталкиваются многие артисты. Мне хочется максимально отпрыгнуть в сторону от того амплуа, которое мне навязывают. Хочется играть высокую трагедию, Шекспира и тому подобное, а мне предлагают легкую комедию. И неизвестно, какой путь правильнее. Может быть, и не стоит так уж сильно стремиться уйти от того, что тебе дано, уйти от того амплуа, которое тебе диктует твой внешний вид, твой характер".
О сериалах
"Ради денег в сериалах сниматься вовсе не обязательно. Как совершенно не обязательно и не сниматься. Ведь сериалы – это наша жизнь. И сам процесс этой жизни должен быть в радость. Сделать в хорошей компании некий легкий телевизионный проект и прожить так полгода, может быть, гораздо приятнее, чем два года снимать какое-нибудь умное кино с людьми, которые тебе не близки. Ведь результат получает зритель, а нам достается процесс".
О признании
"Всегда ты благодарен за то, что твоя работа кем-то оценена. Значит, она кому-то нужна. Конечно, приятно привезти маме и поставить какую-то красивую медную, бронзовую, серебряную, железную или деревянную статуэтку или бюст.
Быть оцененным кем-то из коллег, особенно теми, кого ты уважаешь, это тоже очень важно. Потому что мы же не всегда знаем, хорошо или плохо то, что мы делаем. То есть, если мы совершенно убеждены в том, что это - хорошо, значит, уже надо в клинику обращаться. Поэтому нужны какие-то иногда точки отсчета".
"Мне кажется, что единственный путь к успеху – это бесконечное самосовершенствование, как физическое, так и духовное. Есть огромное количество ролей, которые не требуют от актера особых физических навыков, но бедный внутренний мир в этой роли будет для него губителен. Составляющие успеха – это самосовершенствование и, обязательно, случай".
О спорте
"Если занятия спортом вошли в привычку, ты без них начинаешь просто вянуть. Так что это уже необходимо, чтобы быть в форме. Тягать тяжести лень, поэтому занимаюсь всякими восточными единоборствами, какое-то время занимался боксом. В юности увлекался тхэквондо, карате, немного ушу".
О себе
"Я, просто, удивительно упрямый баран. Мне кажется, что все на свете я знаю лучше всех, и я готов со всеми бороться за это утверждение. Я спорю с женой, спорил с отцом, спорю с режиссерами, спорю с детьми. Я – зануда".
"Мне кажется, что артист обязан смотреть, читать, писать. Нужно чем-то себя наполнять, иначе нечем будет делиться с публикой. В Москве у меня нет ни секунды свободного времени, поэтому я много путешествую и, когда выезжаю, могу ходить по музеям, читать, смотреть кино, слушать курсы. И я много слушаю лекций по психологии и по социологии".
"Я каждое утро "обнуляюсь". Ты можешь мне наговорить страшных гадостей, и мне будет обидно. А завтра я проснусь, и меня это больше не будет волновать. Я могу принять решение и больше не общаться с человеком, но обиды, злобы во мне не будет".
"Я воспитывался в балетной семье: моя бабушка, мама, тетя проработали всю жизнь в Большом театре. А эта профессия куда более безжалостная и конкретная, чем наша. И я привык, что никто не ходит вокруг да около и не говорит ненужных комплиментов. При наличии любви, внимания, нежности к объекту, можно и нужно говорить только правду. А все эти эмоции заставят тебя выбрать правильные слова".
"Профессия давно стала для меня единственной страстью. Я резал по дереву лет в двадцать пять, и мне это очень нравилось. Довольно много всего понаделал, но все это сгорело в пожаре, и с тех пор я больше резца и зубила не касался".
О чувстве юмора
"Вообще люди без чувства юмора вызывают у меня некоторое опасение. Потому что восемь из десяти слов, которые я произношу, несерьезны, наполнены иронией по отношению к тому, чем мы занимаемся, и вообще к мирозданию. И если человек все время на полном серьезе мне отвечает, то у меня нарушается связь. Идут помехи".
О комплексах
"Я был небольшого роста. Был и остаюсь. (Улыбается.) Я не выговаривал огромное количество разнообразных звуков. Вообще, когда меня принимали во ВГИК, мне сказали, что сейчас российскому кинематографу нужны герои. Ну, и поэтому я должен пойти на платное обучение. На платном - ничего, если платишь - нормально, любой гоблин может учиться. Конечно, я и с этим боролся, и с тем, что кто-то выше, кто-то красивее, кто-то лучше говорит, кто-то лучше танцует, кто-то моложе, кто-то сильнее.
Меня все это всегда раздражало и раздражает. Возможно, поэтому я много занимаюсь спортом, поэтому мне доставляет такое удовольствие самосовершенствование. Я хочу быть дальше, больше, быстрее - такие "веселые старты". Это то, на что я с радостью трачу жизнь".
О жизни и мечтах
"Мы приходим в этот мир сами по себе и уходим одни. С этим ничего нельзя поделать. По сути, ты никому ничего не должен, даже детям. Да, в восточной философии есть такое, что ты должен воспитать детей, проводить родителей. Но самое главное — это то, что ты должен самому себе. Нельзя потратить свою жизнь на то, чтобы быть несчастным. Как быть, если ты хочешь находиться в другом месте? В этом своем состоянии ты не нужен ни детям, ни жене. Значит, будь там, где ты хочешь!"
"Наверное, я - не мечтатель. Хотя, знаешь, я мечтал быть счастливым и чтобы все вокруг меня были счастливы. Это никогда не формулировалось ни в конкретную профессию, ни в материальные блага, ни в проживание в определенном климате или точке земного шара. Ведь счастлив не тот, кто богат, успешен или даже здоров, а просто тот, кто умеет быть счастливым".
Призы и награды:
- Лауреат премии "Чайка" в номинации "Прорыв"—2000 за роль Чаплина в спектакле "Чарли Ча" (2000)
- Приз за лучшую мужскую роль на КФ "Виват, кино России!" в Санкт-Петербурге (2002, фильм "Апрель")
- Лауреат премии "Beauty Cinema Awards" в номинации "Тор-характер" (2010)
По материалам Википедии и сайтов: kino-teatr.ru, kinopoisk.ru, stychkin.com, stichkin.narod.ru, stuki-druki.com, thequestion.ru, 24smi.org, uznayvse.ru, vokrug.tv, ok-magazine.ru, womanhit.ru, otr-online.ru, emview.ru, peoples.ru, piter-m.ru, dteatr.ru.
Фильмография: Актер
- Хитровка. Знак четырех (2023)
- Небо измеряется милями (2019)
- Лачуга должника (2017), сериал
- Хождение по мукам (2017), сериал
- Троцкий (2017), мини-сериал
- Рок (2017)
- Проклятие спящих (2017), сериал
- Охота на дьявола (2017), сериал
- Максимальный удар (2017)
- Гоголь. Начало (2017)
- Пятница (2016)
- Клад (2016)
- Фарца (2015), сериал
- Обратная сторона Луны 2 (2015), сериал
- Измены (2015), сериал
- Чернобыль. Зона отчуждения (2014), сериал
- Разрывая замкнутый круг (2014)
- Питер-Москва (2014), мини-сериал
- Игра. Реванш (2014), сериал
- Восьмидесятые-4 (2014), сериал
- Саранча (2013)
- Параллельные миры (2013)
- Былое и Дума (2013), документальный
- Соловей-Разбойник (2012)
- Пираты Эгейского моря (2012)
- Откровения. Реванш (2012), сериал
- Золото "Глории" (2012)
- Диалоги (2012)
- Белая гвардия (2012), сериал
- Самоубийцы (2011)
- Поединки (2011)
- Про любоff/on (2010)
- Утомленные солнцем-2: Предстояние (2010)
- Не надо печалиться (2010)
- Москва, я люблю тебя (2010)
- Ясновидящая (2009)
- Случайная запись (2009)
- Палата № 6 (2009)
- Кошечка (2009)
- Таинственный остров (2008)
- Самый лучший вечер (2008)
- Господа офицеры. Спасти императора (2008)
- Ночные сестры (2007)
- Любовь-морковь (2007)
- Ленинград. Город живых (2007), мини-сериал
- Контракт на любовь (2007)
- День выборов (2007)
- Флэш.Ка (2006)
- Пушкин. Последняя дуэль (2006)
- Один в новогоднюю ночь (2006)
- Мустанг (2006)
- День денег (2006)
- Бункер, или Ученые под землей (2006), сериал
- В круге первом (2006), сериал
- Бесы (2006), сериал
- Счастье ты мое (2005), сериал
- Присяжный поверенный (2005), сериал
- От 180 и выше (2005)
- Котлован (2005)
- Золотой теленок (2005), сериал
- Греческие каникулы (2005)
- Холостяки (2004), сериал
- Слова и музыка (2004)
- Парижская любовь Кости Гуманкова (2004)
- Операция "Эники-Беники" (2004)
- Медная бабушка (2004)
- Молоды и счастливы (2004)
- Даже не думай-2. Тень независимости (2003)
- Ищу невесту без приданого (2003)
- Антикиллер-2: Антитеррор (2003)
- Ангел на дорогах (2003), сериал
- А поутру они проснулись (2003)
- Брак по расчету (2002)
- Невозможно зеленые глаза (2002), мини-сериал
- Апрель (2001)
- Борода в очках и бородавочник (2001)
- Обнаженная натура (2001)
- Набоков. Машенька (2001)
- Одна любовь души моей (1999)
- Небо в алмазах (1999)
- Самозванцы-1, 2, 3 (1998-2003), сериал
- Ретро втроем (1998)
- День полнолуния (1997)
- Графиня де Монсоро (1997), сериал
- Любить по-русски-2 (1996)
- Хаги-траггер (1994)
- Пчелка (1993)
- Трам-тарарам, или Бухты-барахты (1993)
- Фуфель (1990)