Белая гвардия
Смотрим
Репортажи
О сериале
Многосерийный телевизионный фильм "Белая гвардия" представляет собой новое кинематографическое прочтение знаменитого романа Михаила Булгакова. Это талантливая и самобытная интерпретация режиссера Сергея Снежкина, полная любви и уважения к произведению писателя. Режиссер ставил перед собой задачу максимально приблизиться к великому булгаковскому слову, и ему удалось отразить в картине не только авторский стиль, но и дух эпохи.
Действие картины происходит зимой 1918 года в Киеве, охваченном огнем Гражданской войны. Семья Турбиных – братья Алексей, Николка и их сестра Елена – вовлечены в круговорот военных и политических событий, их личная драма раскрывается на фоне трагедии всей страны. Киев (хотя Булгаков называет его просто Город) переходит из рук в руки: он оккупирован немецкими войсками, которые после подписания Брестского мира начинают отступать, освобождая дорогу армиям Петлюры. Командование гетмана бросает жителей на произвол судьбы и спасается бегством, и фактически город обороняют только добровольцы.
Мы видим русских офицеров, юнкеров, бывших студентов, сбитых "с винтов жизни" войной и революцией. Именно они принимают на себя самые жестокие удары военного времени, сплачиваются в Белую гвардию, чтобы безуспешно оборонять Город от противостоящих сил противника. Алексей, Николка и их друзья – офицеры Белой армии Мышлаевский, Карась и Шервинский – записываются в разрозненные ряды защитников города. На фоне постоянной смены власти каждому из них предстоит сделать свой нравственный выбор. Кто-то, понимая обреченность Белого движения, распускает сопротивление, кто-то предпочитает смерть в бою. И именно здесь, в Городе, обнажается главное: в братоубийственной войне не может быть победителей.
Несомненной удачей картины стал образ Алексея Турбина, с блеском воплощенный на экране Константином Хабенским. Он как будто вбирает в себя черты эпической трагедии всей русской интеллигенции, отголоски которой доносятся до нас и теперь. Неразрешимый моральный выбор – с кем быть, кому и чему служить. Герою предстоит пройти сложный путь крушения своих прежних идеалов и представлений.
Вера в жизнь, в ее победную силу – главный мотив "Белой гвардии". Поэтому неслучайно идея сохранения Дома как единственной основы привычного мира становится центральной для картины. Это маленькое, огороженное стенами пространство вмещает в себя вечное. Абажур на лампе, мерный ход часов, чистые накрахмаленные скатерти и голландская изразцовая печь – не просто вещи, а культурная традиция, ставшая бытом.
Революция принесла крушение старого и, казалось бы, очень прочного мира, и вот уже Дом и Мир стали врагами. Но Дом Турбиных выдержал испытания, посланные войной и революцией. Трагическое ощущение безысходности в финале картины сменяется чувством ожидания перемен… Ведь пока в маленьком домике за кремовыми шторами царит любовь, семейные традиции не забыты, за столом собираются друзья и звучит музыка, жизнь продолжается. Жив дом – значит, будет жить и Город.
В многосерийном художественном фильме Сергея Снежкина по сравнению с романом усилены некоторые любовные линии, например, у Алексея начинается роман с любовницей Шполянского Юлией. Некоторые образы получают свое логическое завершение. Например, Лариосик сильнее сдвинут от карикатурности в сторону трагедии маленького человека. В бразе Най-Турса подчеркнута холодная решимость и непоколебимость человека, защищающего то, чему он предан.
Интересные факты
Квартиру Турбиных снимали в знаменитом доме-музее на Андреевском спуске. Чтобы получить "тот самый Город" и скрыть наслоения современности, создатели фильма искусственно состарили Киев. Так, например, пластиковые окна по всей улице закрыли деревянными ставнями, дома облагородили вывесками "Магазинъ" и "Ресторанъ". Поврежденную брусчатку припорошили искусственным снегом, на фонари навесили фальшивые сосульки. Со здания музея сняли мемориальную булгаковскую табличку, а памятник писателю замаскировали деревянным резным забором, который так вписался в интерьер, что сотрудники музея попросили его не разбирать.
Премии и награды
ЗОЛОТОЙ ОРЕЛ – 2012 – победитель в категории "Лучший телефильм или мини-сериал".
Режиссер: Сергей Снежкин
Сценарий: Сергей Снежкин, Сергей Дяченко, Марина Дяченко
Оператор: Сергей Мачильский
Композитор: Юрий Потеенко
Текст читает: Игорь Кваша
В ролях: Константин Хабенский, Ксения Раппопорт, Федор Бондарчук, Алексей Серебряков, Сергей Гармаш, Михаил Пореченков, Евгений Стычкин, Евгений Дятлов, Сергей Шакуров, Екатерина Вилкова, Юрий Стоянов, Алексей Гуськов, Ирина Скобцева, Ксения Кутепова, Максим Леонидов, Владимир Вдовиченков, Евгения Добровольская, Игорь Верник, Артур Смольянинов, Анна Банщикова, Николай Ефремов, Артур Ваха, Янина Студилина, Игорь Черневич, Сергей Брюн, Юрий Ицков, Сергей Барковский, Олег Волку, Михаил Вассербаум, Иван Краско, Мария Луговая, Ольга Кирсанова-Миропольская, Валерий Кухарешин, Дмитрий Блажко
Персоны
Смотрим также
- сериал
- драма
- экранизация
- Алексей Серебряков
- Михаил Пореченков
- Ксения Раппопорт
- Евгений Стычкин
- Николай Чиндяйкин
- Евгения Добровольская
- Полина Кутепова
- Федор Бондарчук
- Сергей Шакуров
- Сергей Гармаш
- Константин Хабенский
- Андрей Смоляков
- Гражданская война
- Михаил Булгаков
- Игорь Черневич
- Алексей Гуськов
- День российского кино
- Янина Студилина
- экранизации классики
- исторический сериал
- картины именитых режиссеров
- история на экране
- Лучшие экранизации
- Новое российское кино
- К юбилею Сергея Гармаша