Рассекреченная история 1962-й: Осень перед апокалипсисом
Детали драматических событий, поставивших мир на грань ядерной катастрофы, до последнего времени хранились в секретных папках американских и отечественных архивов. Речь идет о советско-американском противостоянии весной-осенью 1962-го: его пиковая точка вошла в историю как Карибский кризис.
Москва разместила на Кубе тактические ракеты, Вашингтон блокировал кубинское побережье и был готов к вторжению на "остров свободы". Жесткий военно-политический клинч, в который вошли СССР и США, едва не привел к обмену ядерными ударами и Третьей мировой войне. Остановиться удалось в последний момент, когда Хрущев и Кеннеди выступили с открытыми публичными обращениями друг к другу. Но до сих пор мало кто знает о политическом "закулисье" конфликта, о том, как именно обсуждались и принимались решения в Кремле и Белом доме, как был организован диалог с Гаваной и Фиделем Кастро.
Первым, кому Хрущев поведал о своей идее защитить кубинскую революцию от возможного американского вторжения посредством размещения мощной советской группы войск на Кубе с ядерным оружием, был первый заместитель председателя Верховного совета СССР Анастас Микоян. Интереснейшие и недавно обнародованные подробности секретных консультаций в 62-м содержат материалы из личного фонда А.И. Микояна в РГАСПИ и расшифровки магнитофонных записей, сделанных президентом США Кеннеди в совещательной комнате Специального комитета Совета нацбезопасности.
Эксперты:
Владимир Микоян, внук А.И. Микояна, хранитель семейного архива;
Александр Лукашин, кандидат исторических наук, зам. начальника отдела РГАСПИ;
Николай Леонов, генерал-лейтенант внешней разведки в отставке, личный переводчик А.И. Микояна;
Владимир Давыдов, научный руководитель Института Латинской Америки РАН, в 60-х гг. военный переводчик на Кубе;
Виктор Комплектов, последний посол СССР в США, в 1962 член специального штаба МИД по Карибскому кризису;
Николай Платошкин, дипломат, доктор исторических наук, автор книги о Роберте Кеннеди.