Вести-Башкортостан. Интервью В Башкирии государство запустит механизм сахарных интервенций
Власти Башкирии обсудят ценообразование в региональных магазинах. По мнению чиновников, сегодня, когда эпидемиологическая ситуация стабилизировалась, пришло время навести порядок на торговых полках. А действительно ли государство может контролировать стоимость тех или иных товаров, в программе "Вести.Интервью" рассказал председатель "Башкирской торговой ассоциации" Игорь Прозоров.
Игорь Матвеевич считает, что государство может и должно вмешиваться в вопрос ценообразования, но делать это «тонко и рыночными методами».
"Чиновники должны понимать, что, вмешиваясь в рыночные процессы, они получат рыночные последствия, которые могут быть прямо противоположными заявленной благой цели, – говорит г-н Прозоров. – Так, например было с ажиотажным спросом на сахар, как только появилась директива снизить цены, сахар просто исчез с прилавков".
По словам руководителя «Башкирской торговой ассоциации», люди делятся на два типа – которые поддаются панике и стараются что-то купить, чтобы чувствовать себя уверенно и тех, кто знает, что в пиковое время покупать ничего нельзя.
"Разумные люди дождались, когда спрос на сахар упадет и теперь могут спокойно этот продукт купить, – поясняет он. – А у кого-то сейчас эти мешки стоят, причем, закупленные по высокой цене".
Игорь Матвеевич полагает, что предсказать ажиотажный спрос нельзя – все зависит от конкретной ситуации.
"В пандемию люди скупали лимоны и туалетную бумагу, после объявления спецоперации России на Украине – сахар и гречку, во Франции, где сегодня энергетический кризис – горчицу, – констатирует он. – Но государство может не только контролировать цены на полках, но и снижать их".
Для того, чтобы цены падали, г-н Прозоров предлагает ввести механизм торговых интервенций, как это происходит на зерновом рынке.
Государство скупает излишки, чтобы избавить от рыночного давления слишком большие объемы предложения и уравнять со спросом, – объясняет Игорь Прозоров. – Ведь если зерна много, то цены падают, и фермеры могут прогореть. В конце сезона, когда основной урожай распродан, и цены начинают расти, фермеры могут выкупить свое зерно по первоначальной стоимости и заработать на этом. Такой резервный фонд в Башкирии намерены создавать и с сахаром.
Также эксперт уверен, что государство может создавать конкуренцию на любом рынке, создавая условия для появления «новых торговых сущностей».
"Бороться с федеральным ритейлом сложно, да и не надо, – считает г-н Прозоров. – Конечно, засилье больших сетей самым негативным образом сказывается и на производителях, и на небольших торговых точках. Это сильные игроки на рынке, и они диктуют свои условия".
По словам главы «Башкирской торговой ассоциации», крупные сети сами решают по какой цене они поставят на полку тот или иной товар и эта цена может оказаться ниже себестоимости продукта.
"Они могут отказать в продаже производителю, если не понравится упаковка или еще что-то, – комментирует он. – Или сказать: «Хорошо, я беру твой продукт, но продавать его не буду». То есть товар будет присутствовать, но задвинут далеко на полку, а покупатель будет брать то, что ему навязал ритейл и выставил вперед. В итоге производитель терпит убытки, потому что, когда истечет срок годности, ему вернут испортившийся продукт. А потом мы удивляемся, почему в региональных магазинах так мало представлены башкирские производители. Ведь если товар дешевле, то сетям проще привезти его из соседнего региона, чем взять у местных фермеров. Так было недавно с картошкой, когда цена в ритейле этого овоща сравнялась со стоимостью фруктов, а закупали ее в разы дешевле".
Правда, Игорь Прозоров полагает, что и башкирские производители не всегда сами задумываются, как они будут продавать свой товар.
"Они открыли предприятие, может даже переработали свой продукт, но не подумали, где они его будут сбывать, – констатирует эксперт. – Поэтому в этой ситуации я вижу выход в появлении таких торговых рядов в центре города, как это было в старину, где каждый производитель мог бы сам продавать свою продукцию. А государство может заняться организацией таких рядов, чтобы они не превратились в базар".
Еще одна проблема, которая волнует председателя «Башкирской торговой ассоциации», это недобросовестная конкуренция, мешающая развиваться республиканским производителям.
"Обратил внимание, что в сетях появился так называемый «кумысный напиток», который изготовлен из коровьего молока, – рассказывает Игорь Матвеевич. – Но на упаковке нарисованы лошади. Потребитель уверен, что покупает знаменитый башкирский кумыс, а получает суррогат. Правда, это и мошенничеством не назовешь, потому что все требования закона соблюдены – на упаковке мелким шрифтом указано из какого молока изготовлен этот напиток, и он не называется кумысом".
Игорь Прозоров считает, что таким образом нарушаются права башкирских производителей.
"Для того, чтобы получить настоящий кумыс, нужны большие вложения в коневодство, создание фермы, – поясняет он. – А кумысный напиток из коровьего молока, куда еще и мед добавят для сладости, понятное дело, произвести дешевле. Но наше производство кумыса никогда не встанет на ноги, если будет такая недобросовестная конкуренция. И вот это задача государства, чтобы оградить потребителей от обмана".