Вести. Калининград Польша открыла судоходный канал через Балтийскую косу. Насколько масштабным будет экологический урон
Власти Польши открыли судоходный канал через Балтийскую косу, который связал порт Эльблонга с Балтийским морем. В ее строительство было вложено 400 миллионов долларов. Стоила ли игра свеч, и насколько масштабным будет экологический урон природному богатству обеих стран?
Водная лазейка длиной менее полутора километров, которую польские власти три года строили наперекор всем опасениям и запретам экологов — это и есть судоходный канал через Балтийскую косу. Ранее об экологическом ущербе велись лишь гипотетические разговоры, однако теперь очевидно, что новый канал разрушит водный микроклимат.
И в первую очередь с польской стороны. По словам биолога Олега Новожилова, соленая морская вода угрожает крупнейшему нересту салаки даже несмотря на то, что путь оборудован специальными шлюзами, которые частично ограничивают водный поток.
ОЛЕГ НОВОЖИЛОВ, КАНДИДАТ БИОЛОГИЧЕСКИХ НАУК, ДИРЕКТОР ИНСТИТУТА РЫБОЛОВСТВА И ЭКО КУЛЬТУРЫ КГТУ:
— Вислинский залив более распреснен по сравнению с морем, поэтому если у нас появится новый заток морских вод в залив, то, соответственно, как нерестилище данная территория может потерять свое значение. Как минимум, изменение гидрологического режима, изменение подводного ландшафта, изменение течений — это однозначно будет.
К чему такие жертвы — неясно. Ведь Россия не создавала никаких помех проходу польских судов, которые ранее курсировали по существующему каналу Балтийской косы. Кроме того, даже углубленный путь не позволяет пересечь водную гладь иностранным военным кораблям и тем самым создать угрозу региональной безопасности, а вот разрушить саму песчаную дюну может. По словам географа Ивана Гуменюка, открытие канала — это скорее яркий политический жест, чем экономически выгодный проект.
ИВАН ГУМЕНЮК, КАНДИДАТ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАУК, ВЕДУЩИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ИНСТИТУТА РЕГИОНАЛЬНЫХ И ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ БФУ ИМ. И. КАНТА:
— С военно-политической и технико-экономической точек зрения никаких угроз нам нет. Как такового большого грузооборота между портом Эльблонга или калининградскими портами, которые мы можем потерять в случае, если они начнут ходить, не было. Потому что хоть и географически очень близко происходят события, но нас они не касаются.
Тем не менее, полякам все же удалось благодаря новому каналу существенно сократить длину пересекаемого маршрута и развить внутренний туризм, возродив Эльблонгский порт. Теперь, например, яхтсменам из Германии и Польши не придется пересекать Балтийский пролив, чтобы попасть в Эльблонг.
Однако окупить колоссальные расходы на строительство властям Польши не удастся. Теперь им наоборот придется ежегодно тратиться на содержание и углубление фарватера.