Абсолютный слух Эфир 10.12.2025
"Феномен! Ему не грешно поклоняться, ибо он творит Красоту", – восхитился выдающийся польский композитор Кароль Шимановский, когда услышал исполнение 19-летнего пианиста Льва Оборина. В 1927 году юный музыкант из Советского Союза одержал победу на конкурсе имени Шопена в Варшаве, и этот успех положил начало его триумфальной карьере. Оборин давал около сотни концертов за сезон, а кроме того, прославился как блистательный ансамблист – в творческом союзе с великими музыкантами – скрипачом Давидом Ойстрахом и виолончелистом Святославом Кнушевицким – родилось одно из самых известных трио в истории музыки.
В середине 19-го века в Париже появились два новых театра, – их основателями стали французские композиторы – Жак Оффенбах и Флоримон Эрве. Театр "Фоли Нувель" открыл Эрве, "Буфф-Паризьен" – принадлежал Оффенбаху. Композиторы часто сотрудничали и были хорошими друзьями, при этом, конечно же, оставались соперниками в области музыкальных водевилей и буффонад, которые шли на сценах их театров, ведь каждому из них приходилось бороться за зрительские симпатии. Героиня одной из оперетт Эрве изумила парижан, впервые исполнив фривольный танец канкан, а зажигательная "Мадемуазель Нитуш" буквально покорила их сердца. Но жизнь Флоримона Эрве не была полна радости и веселья – судьба уготовила ему немало драматичных и даже трагичных событий.
Образ Мефистофеля – мифологического злого духа, искусителя и язвительного насмешника – привлекал внимание многих творцов. Обратился к нему и великий философ Иоганн Вольфганг фон Гёте; в своей трагедии "Фауст" он вложил в уста Мефистофеля слова: "я – часть той силы, которая вечно хочет зла, но вечно совершает благо". Этот очень многозначный и до конца непостижимый персонаж вдохновлял и композиторов. Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Шарль Гуно, Арриго Бойто, Сергей Прокофьев и многие другие, соприкоснувшись с мефисто-темой, нашли в ней отражение своих мыслей и чувств, у каждого из них образ искусителя раскрылся новыми гранями...