Первая масштабная экранизация одноименного произведения Александра Исаевича Солженицына, сценарий к которой написал сам автор.
Фрагменты романа "В круге первом" в прочтении Александра Исаевича прозвучат в закадровом тексте телефильма.
Глеб Панфилов: "Надо сказать, что мне не сразу удалось убедить Александра Исаевича, сначала он наотрез отказался. Сказал, что голос его не тот, что он уже не молод, вот если бы лет пять назад... А я просто видел и слышал его голос".
Глеб Анатольевич впервые прочел роман (его автор уже был выслан за пределы СССР) в 1974 году. Смелый поступок по тем временам, когда лишь за то, что подержал в руках книгу опального Солженицына, можно было лишиться работы и положения в обществе. К середине 70-х Панфилову уже было, что терять. Его режиссерская карьера могла оборваться в самом начале мирового признания: в 1969 году он получил приз Международного кинофестиваля в Локарно за ленту "В огне брода нет".
Глеб Панфилов: "Меня роман потряс совершенно содержанием, людьми, которые там описаны. И я для себя решил, что только лет через 300 другие поколения будут ставить фильм по этому роману у нас в России".
Жизненный путь героя книги Глеба Нержина (Евгений Миронов), математика, принявшего решение вновь погрузиться в кошмар ГУЛАга, но не изменить своей совести, списан Солженицыным со своего собственного. Именно это – выбор пусть невероятно мучительного, но достойного пути – делает роман удивительно привлекательным и, в известной мере, оптимистичным. "В круге первом" – книга о победе сильного духа над тоталитаризмом, стремящимся растоптать личность всеми возможными способами – физической жестокостью и моральными унижениями.
Глеб Панфилов: "Как раз тут кроется тайна феномена не только Нержина, но и феномена под названием "Александр Исаевич Солженицын": он принимает решение отказаться от лестного и выгодного для него предложения, понимая, что за это его отправят в лагерь. Это был первый шаг его большого пути".
Евгений Миронов: "Ведь кто знал, что вот возьмет Александр Исаевич против всех, против государства, против всего государства, и победит в этой борьбе? Фантастика! Это из области какой-то сказки. Но, тем не менее, это же случилось – значит, возможно".
Мужчины шли по этапам ГУЛАГа, а женщины оставались один на один с новой жизнью – без мужа, без средств, под перекрестным огнем косых взглядов и шепота за спиной, часто без работы и, конечно, с детьми на руках. У них, советских декабристок, которых всеми силами склоняли к громкому отказу от мужей, был свой адский круг, свой ГУЛАГ, но без колючей проволоки и конвойных.
Заключенным "шарашки" разрешали свидания с женами. Едва ли не самой пронзительной в сериале стала сцена свидания заключенного Герасимовича (Игорь Скляр) с верной супругой Натальей Павловной (Инна Чурикова), обессилевшей в борьбе за существование. Она не просит у него согласия на развод, как поступили другие, уже отчаявшиеся ждать. Она умоляет мужа изобрести "какую-нибудь штуку, только бы отпустили". Несчастная женщина не понимает того, в чем уверен Герасимович: его изобретение станет кошмаром для многих других.
Действие романа происходит за три с небольшим года до смерти "отца народов" Иосифа Сталина (Игорь Кваша). Задолго до съемок Солженицын и Панфилов много раз обсуждали, как именно показывать диктатора, насколько достоверно он будет смотреться на экранах.
Глеб Панфилов: "Роман писался в 1957 году, за пять лет до этого Александр Исаевич вышел из лагеря, у него все кипело. И он не мог Смолосидова и Осколупова написать без перца и соли и гротеска. Для меня сегодня казалось принципиальным избавиться от этого гротеска".
Сцены со Сталиным снимали на даче вождя на Валдае, где полностью сохранилась обстановка середины XX века. Правда, сам Иосиф Виссарионович был в этом доме только один раз.
Игорь Кваша: "Нам рассказали такую подробность. Он приехал, а туда ведет только одна дорога. Посмотрел и сказал: "Мышеловка". И уехал. Очень характерная черта – его страх".
Кого боялся полновластный диктатор? Людей в серых робах, надежно упрятанных за колючкой?..
Тех зэков, кто отказался идти на сотрудничество с властями и на компромисс со своей совестью, отправляли подальше от хлеба с маслом, от всех благ "шарашки", обратно в лагеря.
Из романа: "Швыряясь внутри сгруженными стиснутыми телами, веселая оранжево-голубая машина шла уже городскими улицами, миновала один из вокзалов и остановилась на перекрестке. На этом скрещении был задержан светофором темно-бордовый автомобиль корреспондента газеты "Либерасьон", ехавшего на стадион "Динамо" на хоккейный матч. Корреспондент прочел на машине-фургоне: "Мясо". Его память отметила сегодня в разных частях Москвы уже не одну такую машину. Он достал блокнот и записал темно-бордовой ручкой: "На улицах Москвы то и дело встречаются автофургоны с продуктами, очень опрятные, санитарно-безупречные. Нельзя не признать снабжение столицы превосходным".
ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений) – с 1934 под 1956 годы подразделение НКВД, в ведении которого находилась система исправительно-трудовых лагерей (ИТЛ), расположенных на территории СССР. Нечеловеческие условия существования, голод, болезни, адский труд, жестокие наказания без вины или за малейшие нарушения распорядка – сталинский режим не баловал своих подданных. Сколько советских граждан сгнило в лагерях? Вопрос открыт до сих пор, а назвать всех поименно не представляется возможным. После выхода в свет книги Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" правду об одной из самых страшных граней Советской власти узнал весь мир.
"Шарашка" – так называли сами заключенные специальные тюрьмы, которые хотя и охранялись так же тщательно, как лагеря, но по сравнению с адом ГУЛАГа казались курортом. Репрессии в среде научной интеллигенции почти лишили страну кадров. Поэтому было принято решение – собрать уцелевших ученых и инженеров в спецучреждениях, где технически образованные зэки могли бы заниматься разработкой перспективных проектов: ядерного оружия, сверхновой техники и способов связи и т.д. Взамен предлагались условия существования, приближенные к человеческим, а в перспективе – возможность досрочного освобождения. "Шарашка" давала шанс, но пользовались им далеко не все…
Сериал "В круге первом" получил Гран-при Международного фестиваля FIPA (FIPA D'OR Grand Prize) в номинации "Лучший сериал". В номинации "Лучший актер" победителем стал Дмитрий Певцов, сыгравший в экранизации романа Солженицына роль дипломата Иннокентия Володина.
Продюсер: Антон Златопольский, Максим Панфилов
Режиссер: Глеб Панфилов
Автор сценария: Александр Солженицын
Оператор: Михаил Агранович
Композитор: Вадим Биберган
Художники-постановщики: Константин Зубрилин, Анатолий Панфилов
Художник по костюмам: Вера Чуарели
В ролях: Евгений Миронов, Инна Чурикова, Галина Тюнина, Сергей Карякин, Алексей Колубков, Евгений Стычкин, Андрей Смирнов, Яна Есипович, Валерий Хромушкин, Ксения Качалина, Игорь Скляр, Борис Романов, Владимир Конкин, Юлия Новикова, Олег Харитонов, Дмитрий Певцов, Ольга Дроздова, Альберт Филозов, Игорь Кваша, Роман Мадянов, Игорь Угольников, Сергей Баталов, Михаил Кононов, Николай Пеньков, Александр Тютин, Семен Фурман, Алиса Признякова, Александр Носик, Евгений Гришковец, Нелли Уварова, Наталья Рыжих