События в фильме разворачиваются в середине 80-х годов. В центре истории — судьбы трех танцовщиц "Берёзки".
Провинциалка Варя (Любовь Константинова) живет в глубокой бедности с больным отцом (Евгений Сидихин) и учится в швейном ПТУ. Однажды, увидев по телевизору выступление ансамбля "Берёзка", девушка "заболевает" танцами. Каждый день Варя тренируется в своей крохотной квартире, пытаясь самостоятельно овладеть техникой плывущего шага. Накопив немного денег, девушка отправляется в столицу, чтобы попасть в ансамбль. Но "Берёзка" так просто не сдается: Варю готовы взять, но только… уборщицей. Целеустремленная девушка не теряет надежды и каждый день занимается. Постепенно худрук ансамбля Надежда Светлова (Лидия Вележева) понимает, что полы у нее моет настоящий самородок! Разглядеть ее талант помогает костюмер Лариса (Нина Усатова), которая сразу проникается теплым чувством к бойкой девчушке.
В жизни Лены (Ольга Бобкова) наоборот все складывается безоблачно. Девушка из московской профессорской семьи всю жизнь занимается танцами и с легкостью попадает в "Берёзку". Но за безупречным семейным портретом скрываются свои тайны. Мать Лены, Маргарита (Мария Порошина), в юности безуспешно мечтала о карьере танцовщицы. Всеми силами женщина пытается воплотить свое желание через дочь. Но о чем на самом деле мечтает Лена?
А вот красавица Эдита (Алена Коломина) лжет окружающим, что она дочь богатых родителей, хотя выросла на глухом хуторе в Эстонии. Но Эдите посчастливилось пройти жесткий отбор в "Берёзку", и для нее это — главный шанс в жизни. Так три героини оказываются не только в одном ансамбле, но и в одной комнате общежития. И каждой из них предстоит проложить свою дорогу к большой сцене.
Тем временем, ансамбль переживает не самый лучший период. Директору "Берёзки" Геннадию Манькову (Михаил Ефремов) придется всеми правдами и неправдами доказывать, что искусству нужна поддержка даже в кризис. А худруку Надежде Светловой предстоит отстаивать приоритеты творчества перед бюрократической машиной в лице чиновника Минкульта Миронова (Марк Богатырев). Светловой особенно ценна поддержка близкого друга Анатолия (Алексей Серебряков), который долгие годы влюблен в нее.
О БЕРЁЗКЕ
В 2018 году ансамбль выдающегося советского хореографа Надежды Надеждиной отмечает свой юбилей. Именно Надеждина стала прототипом Надежды Светловой, которую в новом сериале телеканала "Россия" сыграла Лидия Вележева. "Берёзка" — это культурный символ нашей страны, как Красная площадь или Большой театр. Вот уже 70 лет она завораживает зрителей диковинным плывущим шагом, создающим впечатление, будто девушки стоят на месте, а сцена под ними вращается. Секрет особенного шага "Берёзки" до сих пор строго сохраняется в тайне. Даже во время съемок фильма, посвященного юбилею прославленного ансамбля, исполнительниц главных ролей в этот фирменный секрет не посвятили.
Историю танцевального коллектива хотели экранизировать давно. Директор "Берёзки" Сергей Азовский рассказывает: "К нам не раз поступали запросы снять о нашей "Берёзке" фильм или сериал, в том числе и от иностранных студий. Мы изучили множество заявок, но что-то было не так, что-то смущало. И только кинокомпания "Русское" предложила сценарий, который вызвал у нас доверие, и мы, наконец, решились начать совместную работу. Во время съемок наши хореографы активно участвовали в процессе — ставили танцы, консультировали артистов. Мы впервые приоткрыли секреты наших знаменитых на весь мир костюмов, а некоторые наши танцовщики даже получили роли в сериале... Теперь мы с особым трепетом и волнением ждем премьеры и надеемся, что фильм удался".
Исполнительный продюсер Илья Папернов называет "Берёзку" флагманским проектом для кинокомпании "Русское": "Сериал долго готовился и обсуждался. Очень скрупулезно подбирались творческий коллектив и актерский состав. У нас получилось не документально-историческое кино. Мы стремились передать дух ансамбля, который существует долгие годы и неизменно восхищает зрителя любой страны мастерством и неповторимой волшебной техникой".
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Первое выступление "Берёзки" в 1948 году имело оглушительный успех. Шестнадцать никому не известных девушек из Твери исполнили танцевальный номер на одной сцене со звездами эстрады, артистами цирка и балета. На следующий день в Москве только и было разговоров что о "Берёзке"!
С тех пор не одно поколение ищет ключ к разгадке "березовой тайны". Но режиссер сериала Александр Баранов нашел для себя ответ: "В современных танцах при всей их красоте и выразительности мало внутреннего наполнения, в них есть что-то мертвое. А в танцах "Берёзки" воплотилась сама русская душа. На концертах зал мгновенно откликается, зрители хлопают с первого такта и не перестают до последней секунды, а в конце начинают плакать, потому что их просто сшибает бешеная энергетика происходящего".
Поначалу ансамбль состоял из одних девушек. Но в конце 50-х годов это стало препятствием в творческом развитии. "Нельзя бесконечно томиться в ожидании любви, — размышляет художественный руководитель "Берёзки" Мира Кольцова. — "Конечно, наши лирические танцы "Сударушка", "Лебедушка" прекрасны и без мужского участия, но приходит момент, когда хочется залихватской удали, смены ритма. Хочется радости, что ожидание вознаграждено и заветная встреча состоялась". После трудных переговоров с чиновниками Минкульта в 1959 году в "Берёзку" пришло мужское подкрепление. Так и родился танец "Узоры".
Биография "Берёзки" неразрывно связана с историей нашей страны. Во время холодной войны ансамбль продолжал гастролировать по миру и транслировать высокий стандарт русской культуры. А в 90-е годы он так же, как и все мы, переживал тяжелейший кризис. Тогда "Берёзка" осталась без крыши над головой, репетировать было негде, костюмы пылились на складе. К счастью, сломать "Берёзку" не удалось ни человеческим, ни природным силам. Вопреки трудностям, ансамбль выстоял, окреп и продолжает цвести по сей день. Сохранение традиций Надеждиной — главная задача руководства ансамбля. По заветам основательницы "Берёзка" развивается, как живой организм и откликается на все изменения окружающего мира.
СЛУЧАЙНОСТИ НЕ СЛУЧАЙНЫ
Во время съемок "Берёзки" выявились поразительные совпадения. Алексей Серебряков признался, что это первый в его жизни фильм, в котором он согласился сниматься, не читая сценария: "Моя теща всю жизнь проработала в ансамбле "Берёзка", а жена выросла за кулисами. Так что у меня не было никаких вариантов", — смеется актер.
И Марию Порошину связывают с "Берёзкой" личные обстоятельства. Актриса рассказала, что ее отец много лет был солистом "Берёзки". Светловолосый и голубоглазый тенор выступал в перерывах между танцами в мини-спектаклях, где он исполнял песню и плясал на сцене вместе с медведем.
У Лидии Вележевой также есть своя удивительная история, о которой сама актриса узнала только в процессе работы над картиной. Выяснилось, что педагогом Вележевой в Щукинском институте была… племянница Надеждиной Людмила Владимировна Ставская! "У меня нет задачи быть похожей на Надеждину внешне, я стараюсь воплотить нутро этой личности. Надеждина — женщина невероятной силы и огромной доброты, личность редкого масштаба, гордость страны и времени. Работа для Надеждиной всегда была на первом месте, и за родной коллектив ее сердце болело днями и ночами", — поделилась Вележева.
О СЪЕМКАХ
В фильме зрители попадут в святая святых — в старинный особняк в Леонтьевском переулке. Именно там и рождаются известные на весь мир танцы "Берёзки", отбиваются дроби и шлифуется плывущий шаг. Для съемок репетиций в зеркальном зале художникам пришлось прибегнуть к трюку: чтобы группа и оборудование не отражались в зеркалах и не попадали в кадр, их скрыли специальной передвижной ширмой.
Производство: кинокомпания "Русское" по заказу телеканала "Россия"
Продюсеры: Александр Кушаев, Ирина Смирнова
Режиссер-постановщик: Александр Баранов
Оператор-постановщик: Егор Суровцев
Художник-постановщик: Вячеслав Виданов
В ролях: Любовь Константинова, Ольга Бобкова, Алена Коломина, Мария Порошина, Алексей Серебряков, Михаил Ефремов, Лидия Вележева, Нина Усатова, Надежда Маркина, Сергей Шакуров, Евгений Сидихин, Марк Богатырев, Михаил Пшеничный, Дмитрий Щербина. Анастасия Стежко