Зал Гелия Коржева появился в Новой Третьяковке
В Новой Третьяковке появился зал Гелия Коржева, который отныне станет частью постоянной экспозиции. Специалисты считают художника одним из самых ярких представителей «сурового стиля» в соцреализме. Антон Николаев осмотрел экспозицию.
26-й зал Новой Третьяковки отныне посвящен Гелию Коржеву. Один из самых крупных русских художников, представитель послевоенного поколения, он поднимал сложные, подчас болезненные темы: трагедия Великой Отечественной войны, слом социальной системы, потеря моральных ориентиров. Большинство из этих работ получены Третьяковской галереей в дар.
«Хотел бы сказать, что только за 2017 год в фонд Третьяковской галереи поступило 1936 даров. Но, безусловно, среди всех этих подарков жемчужиной является коллекция Гелия Коржева из 35 работ, подаренных Владимиром Некрасовым. Министерство культуры, Третьяковская галерея очень благодарны тем людям, которые вкладывают свои силы, деньги не в хранение предметов искусства в швейцарских тайниках, в банковских ячейках, а возвращают их на родину», ‒ подчеркнул министр культуры Владимир Мединский.
Начиная с середины 80-х годов работы Гелия Коржева, в основном уходили в частные собрания, в том числе американские. Последние годы художник жил затворником, мало с кем общался, принципиально не выставлялся в больших музеях.
«Он, действительно, не хотел общаться с представителями каких-то официальных организаций. Те люди, которые бездумно продавали его работы за рубеж, они тоже старались ограждать его от каких-то иных контактов, которые бы мешали этому потоку, который для тех людей, занимавшихся продажей, был еще и денежным потоком», ‒ рассказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
В зале Гелия Коржева можно увидеть его последние произведения ‒ это картина, датированная второй половиной 90-х, называется «Триумфаторы», «Изгнание из Рая» 2002-го. «Он продолжал работать с невероятной напряженностью и истовостью. Рассматривал свое творчество как некие изречение пророка», ‒ добавила Зельфира Трегулова.
Одним из открытий новой экспозиции искусствоведы называют картину «Оплакивание». Она была написана между 1997 и 1999 годом. До недавнего времени о существовании этой картины сотрудникам музеев вообще не было известно.