Выставка в Новой Третьяковке рассказывает о лучизме Михаила Ларионова
Живописный дар плюс талант экспериментатора. 19 сентября, в среду, в Третьяковской галерее на Крымском валу открывается ретроспективная выставка работ Михаила Ларионова ‒ одного из основоположников русского авангарда и создателя собственного направления ‒ лучизма. Репортаж Юлии Кундрюковой.
Михаил Ларионов любил эпатировать, например, рисовал красками прямо на лице. Считал, что чистое лицо безобразно, его нужно обязательно украшать. На открытии выставки эту традицию поддержали. На трафаретах ‒ фрагменты картин художника. Сам он рисовал на лице не что-то конкретное, это были абстрактные мазки кистью. Такое костюмированное шествие с барабанной дробью как здесь, в Третьяковке, могло пройти на любой из его выставок. Это стремление к театральности привело к серьезному увлечению театром и балетом. С 1915 года он сотрудничал с «Русскими сезонами» Дягилева. Причем не только как художник, на двух балетных спектаклях он решил внести изюминку в хореографию. Собрал огромную коллекцию фотографий, программок и книг о театре ‒ она тоже есть на выставке. Но таким экспериментатором Михаил Ларионов был не всегда. Начинал с подражания импрессионистам и очень в этом преуспел.
«Мы показываем его ранние работы, мы показываем невероятный период развития с 1908-го по 1912-1913, когда буквально за несколько лет он апробировал все возможные экспериментальные ходы», ‒ рассказала генеральный директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Импрессионизм быстро Ларионову наскучил, и начались постоянные поиски нового. Он придумал и даже сформулировал теорию направления в искусстве ‒ лучизм. Суть его в том, что человек видит не предметы, а лишь отражения от их поверхности солнечных лучей, и на холсте нужно изображать только те лучи, которые дают какую-то картину. Яркий пример ‒ работа «Петух».
«Впервые экспонировалась на выставке с названием "Петух и курочка" и, если приглядеться, то можно увидеть довольно такой пикантный сюжет совокупления этих персонажей. Но все это тает и тонет в веерах и каких-то пучках света, которыми художник окружает эти золотистые фигуры. Надо сказать, что очень долгое время эту картину не понимали и ее даже экспонировали в повороте на 90 градусов», ‒ поясняет куратор выставки Ирина Вакар.
Лучизм предметный и беспредметный ‒ как на картине «Ноктюрн», авангардная живопись, которая опережала время. Михаил Ларионов ‒ один из основателей группы «Бубновый валет», вскоре придумал объединение «Ослиный хвост», в которое вошел в том числе и Малевич. Художники-неопримитивисты уже не ориентировались на мировую живопись, они открывали новое.
«Для нас важно, когда возвращаются имена, немного подзабытые, известные узкому кругу специалистов, зачастую за рубежом известные больше, чем у нас. У нас все-таки авангард ‒ это Малевич, Кандинский и все. А вообще это десятки имен, Россия ‒ это родина авангарда, родина новых направлений в искусстве», ‒ отметил министр культуры РФ Владимир Мединский.
«Для нас это интересно не только как выставка художника, которого мы, жители России, впервые сможем смотреть во всем его многообразии. Это очень серьезный исследовательский культурологический проект», ‒ добавила заместитель председателя Правительства РФ Ольга Голодец.
Выставку готовили несколько лет. И теперь можно увидеть, например, целые серии ‒ «Времена года». В ней Ларионов впервые использует текст. Рядом, наконец, оказались «Весна» из Третьяковки и «Осень» из Центра Помпиду.