Что почем? Самые отпетые "проходимцы", доступные в России
В данный обзор мы взяли легковые модели, как в стандартных, так и в специальных исполнениях, которые кардинально повышают внедорожный потенциал и без того, казалось бы, проходимого автомобиля. 1 Jeep Со сменой поколения новый Jeep Wrangler сохранил раму, неразрезные мосты, раздатку с рычажным управлением и, самое главное, исполнение Rubicon. По сути, это заводская заготовка, платформа для дальнейшего тюнинга. В Штатах "Ренглер" — любимая игрушка любителей погонять по дюнам, грязи и скалам. Ради них и существует версия Rubicon, обладающая чудовищным потенциалом, который для города, штатных колес и редких выездов на бездорожье просто избыточен. Российские цены на Jeep Wrangler Rubicon просто космические: трехдверная версия стоит от 4 300 000 рублей, пятидверная модификация – от 4 535 000 рублей! Купить его умом за такие деньги невозможно, продажи держатся только на преданных фанатах модели. Их можно понять: харизма "Ренглера" зашкаливает, а если с него еще снять крышу и двери” У "Рубикона" усиленные мосты Dana 44 с жесткими принудительными блокировками и самыми "короткими" в гамме главными парами (4,10), а также раздатка с сумасшедшим передаточным числом пониженного ряда 4:1 – рекорд для серийных внедорожников! Это все для того, чтобы мотор без напряжения крутил огромные нештатные (хотя даже штатный размер – 32 дюйма) грязевые колеса. "Катки" внешним диаметром 35-37 дюймов для версии Rubicon — обычное дело, джиперы ставят и больше. Штатный клиренс – 252 мм, но углы въезда/съезда портят бамперы европейской версии, которые больше американских. Зато размыкатель переднего стабилизатора увеличивает и без того огромные углы артикуляции осей еще на 25%. 2 Lada 4x4 Старушку "Ниву" особо представлять не надо, ведь это истинно народный автомобиль, чья древность и слабый мотор объемом 1,7 л (83 л.с. и 129 Нм) компенсируются простой конструкцией и низкой ценой, ведь Lada 4x4 – самый дешевый серьезный внедорожник на нашем рынке. Трехдверная версия ожидаемо самая проходимая и маневренная в гамме: короткий кузов дает хорошую "геометрию" и низкий вес (1285 кг снаряженной массы). Постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала дополнен пониженным рядом с передаточным числом 2,13. Но с недавних пор АвтоВАЗ начал продавать 3-верную "Ниву" в еще более "злой" версии Bronto. Классическая 3-дверная Lada 4x4 стоит от 524 000 до 580 000 рублей, ее "городская" версия Urban оценена в 587 000 рублей. Ценя пятидверок – от 563 000 до 626 500 рублей. Версия "Бронто" на фото – самая дорогая: от 728 000 до 792 000 рублей. Мотор, 5-ступенчатая коробка и раздатка – те же, но главные пары осей уже более тяговые: 4,1 вместо 3,9. Они здесь для того, чтобы мотору было легче крутить более крупные грязевые колеса размерностью 235/75 R15 (внешний диаметр 29 дюймов) вместо обычных 185/75 R16 (27 дюймов). Задний мост усилен, штатные межколесные дифференциалы заменены на винтовые "самоблоки", клиренс увеличен (шины, например, дали прибавку в 2,5 см), а в подвеске стоят усиленные передние пружины и более длинноходные амортизаторы по кругу. Вот только зачем у Bronto хлипкие пластиковые бамперы, как у версии Urban?! Железные бамперы от обычной "Нивы" тут были бы куда уместнее. 3 Chevrolet Niva Где Lada 4x4 – там непременно надо вспомнить и родственную Chevrolet Niva. Вообще, перспективы у стареющей "Шнивы" пока туманные. СП "GM-АвтоВАЗ" пытается точечно освежать выпускаемую с 2002 года машину (например, недавно внедрили медиасистему), но работы над новым поколением фактически повисли в воздухе. Так что Chevrolet Niva продается в том виде, в каком есть, тем более, что спрос пока есть, так как при очень высоком внедорожном потенциале "Шнива" все же комфортнее и богаче 5-дверной "Нивы". "Шнива" не забывает исправно дорожать по несколько раз в год. "Вилка" цен на машины 2019 года без учета скидок – от 667 000 до 829 000 рублей. Вазовская "Нива" дешевле, а вот один из главных конкурентов в лице Renault Duster куда дороже. На фото — комплектация LE, которую выдает шноркель на стороне водителя. Двигатель 1,7 чуть слабее нивовского (80 л.с., 127 Нм), но по трансмиссиям и шасси машины идентичны. Короткие свесы высоко посаженного кузова обеспечивают отличную геометрическую проходимость, а весит машина менее 1,5 тонн. Клиренс – 240 мм спереди и 220 мм под редуктором заднего неразрезного моста. Из интересных версий — комплектация LE, которая уже с завода идет со шноркелем, повышающим глубину проходимого брода до 500 м. Тюнинг-индустрия предлагает массу готовых решений по доработке подвески, трансмиссии и двигателя, включая даже установку турбонаддува на мотор. 4 Renault Duster Не ожидали его тут увидеть, правда? Какой "проходимец", если он кроссовер?! Но те, кто регулярно выбираются на внедорожные покатушки и слеты, прекрасно знают, что полноприводные "Дастеры" активно гоняют по бездорожью вслед за внедорожниками, в том числе и подготовленными. И нередко поражают своей ползучестью! Да, проходимости добавляют и сами дастероводы, которые по степени отчаянности сравнимы с субаристами. Но и во внедорожном активе самого "Дастера" тоже кое-что имеется. Полноприводный Renault Duster можно купить с бензиновым мотором 1,6 на 114 л.с. (6-МКПП) или 2,0 литра в 143 л.с. (6-МКПП или 4-диапазонный автомат), а также 1,5-литровым турбодизелем (109 л.с. и 240 Нм с 1750 Нм) с 6-ступенчатой "механикой". Цены – от 840 000 до 1 142 000 рублей без учета опций. На бездорожье чаще выезжают дастероводы с МКПП, так как ее "короткая" первая передача (ее число 4,45) отчасти компенсирует отсутствие пониженного ряда. Муфта привода задней осей блокируется до скорости 80 км/час и отличается завидной термостойкостью. Так, из-за несущего кузова полноприводный Duster довольно легкий: снаряженная масса, в зависимости от комплектации, составляет от 1 360 до 1 435 кг. (Для сравнения, 5-дверная Lada 4x4 – 1425 кг). К неплохим показателям геометрической проходимости добавим клиренс в солидные 210 мм. Кроме того, у полноприводной версии все подвески – независимые, что дает ровное днище: со стороны хорошо видно, как в колее Duster не чертит грунт редуктором так, как происходит с неразрезными мостами. Поняв, что покупатели распробовали Duster как внедорожник, засуетилась тюнинг-индустрия: уже есть решения по лифту подвесок, установке лебедок и самоблокирующихся межколесных дифференциалов. Впрочем, штатная противобуксовочная система тоже неплохо имитирует эти блокировки. 5 Suzuki Jimny Этот автомобиль – настоящий парадокс. С виду – типичный японский kei-car, коробок на колесах, по длине и ширине — меньше 3-дверной "Нивы"! Но под глазастым кузовком новое поколение "Джимни" сохранило раму, неразрезные мосты спереди и сзади (!) с длинноходной пружинной подвеской. Плюс жестко подключаемый передний мост (раздатка теперь управляется "старорежимным" механическим рычагом, а не кнопками) и пониженный ряд в раздатке (его передаточное число с МКПП равно 2,0, но с 4-диапазонным автоматом это уже серьезные 2,64), то есть все, как у "взрослых". Мотор безальтернативен: бензиновый "атмосферник" объемом 1,5 л и отдачей в 102 л.с. и 130 Нм. Новый Suzuki Jimny, как и Jeep Wrangler, является чисто нишевой, имиджевой моделью. Потому что только поклонник этого автомобиля отдаст за него такие деньги! Версия с МКПП стоит 1 389 000 рублей, машины с автоматом – от 1 449 000 до 1 599 000 рублей. А на волне ажиотажного спроса дилеры еще и накручивают на них "допов" тысяч под 200. При весе всего в 1,1 тонны (легче "Нивы") это очень серьезный и проворный внедорожник, несмотря на обманчивую игрушечную внешность. И его с одинаковой охотой покупают как девушки (скакать по городскому бездорожью), так и мужчины, чтобы месить уже бездорожье настоящее. Для этого есть и хорошая "геометрия" за счет коротких свесов и базы, и клиренс, который за счет более крупных колес увеличен с прежних 190 до 210 мм. Со сменой поколения Jimny также впервые получил и противобуксовочную систему, которая хорошо имитирует межколесные блокировки – перед "диагоналями" машина больше не пасует. 6 ГАЗ "Соболь" В наш обзор не забудем взять и газовский 7-местный пассажирский микроавтобус "Соболь 4WD", конкурирующий с уазовской "буханкой", хотя свесы у него, конечно, большее. Впрочем, тюнинг творит чудеса, и на подготовленных "Соболях" их владельцы умудряются даже участвовать в соревнованиях, вроде любительских внедорожных спринтов и трофи-рейдов. Соболеводы очень ждут модернизированную машину, о концепте которой мы уже рассказывали. Самая дешевая машина оснащена бензиновым движком УМЗ Evotech объемом 2,7 л (107 л.с. и 220 Нм). Коробка – только 5-ступенчатая МКПП, полный привод – с жестко подключаемым передним мостом и "понижайкой". Заявленный клиренс под картерами мостов с полной нагрузкой – 205 мм. За такой микроавтобус попросят от 927 000 рублей. Принудительная блокировка заднего дифференциала фирмы Eaton – опция за 30 000 рублей. А вот полноприводный микроавтобус с дизелем Cummins ISF 2,8 (120 л.с., 270 Нм) стоит уже от 1 217 000 рублей. 7 УАЗ УАЗ Hunter — из тех внедорожников, к технической проходимости которых добавляется еще и психологическая: в него веришь и не шибко его жалеешь, ведь он для бездорожья и создан. Но недавно у него появилась еще более ядреная версия, которая вообще переворачивает сознание и психологию езды вне дорог. У экспедиционного "Хантера" — стальные силовые пороги и бамперы спереди и сзади (за них еще можно поднимать машину "хай-джеком"), которые позволяют ездить напролом через лес и овраги, больше не опасаясь что-то помять-погнуть. Проходимость еще больше повышают задняя принудительная блокировка дифференциала и шины BFGoodrich AT 235/85 R16 в доработанных арках. Эти колеса диаметром 31,7 дюйма дают клиренс в 241 мм, а если и его не хватит, спереди стоит электролебедка. Экспедиционный УАЗ Hunter – единственный в России серийный внедорожник, который уже с завода поставляется с таким силовым внедорожным обвесом. Из минусов – не хватает шноркеля, из плюсов – все установленное оборудование уже легализовано самим производителем. Но и ценник соответствующий: 1 млн рублей против 737-791 тыс за обычный "Хантер". Мотор ЗМЗ-409 на 2,7 л и 135 л.с. сочетается с 5-ступенчатой МКПП Dymos, раздатка – уазовская, с рычагом. Более "злые" внедорожные версии есть и у других уазовских моделей. Так, не сдающаяся под гнетом времени "буханка" недавно получила исполнение "Комби Трофи" с мощным экспедиционным багажником на крыше, задней блокировкой дифференциала и резиной BFGoodrich AT 225/75 R16. За него просят 855 000 рублей. "Буханка" в заводской версии "Трофи". Экспедиционная версия есть и у "Патриота" — мы ее ранее уже испытывали. К силовому багажнику с лестницей и трубчатой защите порогов (увы, не силовая, от домкрата трубы гнутся) также прилагаются задняя блокировка, шины BFGoodrich AT, защита рулевых тяг, а также электролебедка "Спрут 9000" тяговым усилием 4 тонны. Впрочем, шноркеля тут тоже нет, и колеса сюда просятся побольше, ведь больше арки позволяют такую замену. УАЗ "Патриот" в заводской экспедиционной версии. При этом экспедиционный "Патриот" — самый дорогой в семействе. Без учета опций, четыре комплектации стоят от 1 040 000 до 1 301 000 рублей. Мотор ЗМЗ Pro на 150 л.с. и 235 Нм пока идет только с "механикой", но раздаток две – уазовская с рычагом или Dymos с "шайбой".