Беременность, роды, материнство 18 октября 2017, 15:21 18 октября 2017, 16:21 18 октября 2017, 17:21 18 октября 2017, 18:21 18 октября 2017, 19:21 18 октября 2017, 20:21 18 октября 2017, 21:21 18 октября 2017, 22:21 18 октября 2017, 23:21 19 октября 2017, 00:21 19 октября 2017, 01:21
  • Юлия Воробьёва

Кесарево сечение обедняет микромир кишечника и способствует ожирению у детей

Медики часто отмечают связь между хирургическим вмешательством при родах и набором веса ребёнком в последующие годы.
  • Кесарево сечение обедняет микромир кишечника и способствует ожирению у детей
    Фото Kapa65/pixabay.com.
  • Кесарево сечение обедняет микромир кишечника и способствует ожирению у детей
    Фото Kapa65/pixabay.com.
При рождении малыша кесарево сечение – подчас необходимая мера. Однако в последнее время всё больше людей злоупотребляют возможностью "беспроблемного" родоразрешения. У "кесарят" повышены риски развития многих заболеваний, а недавно учёные доказали, что кесарево сечение обедняет кишечную микробиоту новорождённого, из-за чего повышается риск развития ожирения.

Кесарево сечение – одна из древнейших и наиболее распространённых хирургических операций. Оно проводится по различным показателям, и сегодня может быть запланированным или экстренным.

Это вмешательство необходимо, в первую очередь, если жизни матери и ребёнка угрожает опасность. Как правило, это происходит в 10-15% случаев. Однако сейчас наблюдается тенденция к учащению проведения этой операции: в некоторых странах кесарево сечение делается каждой второй матери.

Главная опасность состоит в том, что, когда ребёнок появляется на свет не естественным путём, он в дальнейшем может иметь определённые проблемы со здоровьем (например, у "кесарят" часто возникают иммунные заболевания, включая диабет, аллергии и целиакию).

Специалисты продолжают изучать риски для здоровья малышей, появляющихся на свет при помощи хирургического вмешательства. Один из них, как оказалось, связан со снижением разнообразия микробиоты.

Поясним, что сам по себе организм младенца до выхода из утробы матери стерилен. Но как только плод начинает прохождение по родовым путям, бактерии и грибки сразу же принимаются колонизировать его организм. Причём заселяют его не только "злые", но и полезные микроорганизмы.

Наибольшим разнообразием, как известно, отличается микробиота кишечника. Она эволюционировала вместе с человеком миллионы лет, и её состав играет важную роль в развитии иммунитета, пищеварении и метаболизме .

Ранее исследователи доказали, что детская микробиота очень чувствительна к приёму антибиотиков. Их неправильный приём чреват последующим ожирением. Теперь же команда из Медицинского центра Лангон при Университете Нью-Йорка (США) выяснила, что не меньшие риски несёт и кесарево сечение.

Изначально это было лишь теорией: медики отмечали связь между хирургическим вмешательством при родах и набором веса ребёнком в последующие годы. Предполагалось, что кесарево сечение прерывает передачу материнских микробов малышу. А без них изменяется развитие иммунной и метаболической систем.

Исследователи решили доказать экспериментально, что такая зависимость действительно существует. Правда, испытания проводились только на мышах – модельных организмах, у которых большинство процессов схожи с человеческими.

Беременных самок грызунов разделили на две группы: 34 мыши произвели потомство на свет при помощи кесарева сечения, а ещё 35 мышей рожали самостоятельно (это была контрольная группа). Команда следила за весом тела всех детёнышей, а также использовала геномный анализ для изучения ДНК микроорганизмов, населяющих кишечник животных.

В течение 15 недель (это всё равно, что 5-6 лет для человека) мыши из первой группы очень активно набирали массу, и в итоге весили в среднем на 33% больше, чем их сородичи из контрольной группы. При этом самки, рождённые посредством хирургического вмешательства, подчас весили на 70% больше, чем самки, рождённые естественным путём. А вот у самцов этот эффект был менее заметен: разница в весе составляла в среднем порядка 20%.

Интересно, что речь идёт не только о доле жира в организме: кости, и ткани, и органы – всё было крупнее у мышей из первой группы, добавляют авторы.

Не менее заметными оказались и различия кишечной микробиоты. У животных из первой группы её структура и состав формировались ускоренными темпами, а затем и вовсе перестали развиваться. То есть микробиота "не дотягивала до зрелого уровня", говорят авторы. А вот у грызунов из контрольной группы микробиота развивалась нормальными темпами, а её состав был более разнообразен. Примечательно, что эти отличия от пола детёнышей не зависели.

"Мы впервые продемонстрировали взаимосвязь между кесаревым сечением и увеличением массы тела у млекопитающих", — отмечает ведущий автор исследования Мария Домингес-Белло (Maria Dominguez-Bello).

По мнению авторов, "родная" микробиота матери (особенно бактерии родов Bacteroides, Ruminococaceae и Clostridiales), которая передаётся ребёнку при обычных вагинальных родах, впоследствии защищает его от развития ожирения.

Впрочем, таких рисков можно избежать, уверены специалисты. Они полагают, что в случае кесарева сечения разнообразие микробиоты младенца можно будет восстанавливать. Конечно, разработка подобных методов потребует новых исследований. Пока что предлагается, к примеру, протирать тело новорождённого жидкостью из материнских родовых путей, чтобы хотя бы частично восстановить разнообразие его микробиоты.

Авторы добавляют, что очень важно также выяснить, какие конкретно виды микроорганизмов играют наибольшую роль в защите малыша от развития ожирения.

Справедливости ради стоит отметить, что связь между кесаревым сечением и детским ожирением бывает и обратная: если плод очень крупный, то естественным путём появиться на свет ему довольно сложно, и в таких случаях без хирургического вмешательства не обойтись. При соотнесении выводов работы с людьми это также стоит учитывать, отмечают эксперты.

Научная статья по итогам исследования опубликована в издании Science Advances.

Кстати, ранее учёные выяснили, что кесарево сечение изменило эволюционный путь человека.