Беременность, роды, материнство 17 апреля 2015, 08:25 17 апреля 2015, 09:25 17 апреля 2015, 10:25 17 апреля 2015, 11:25 17 апреля 2015, 12:25 17 апреля 2015, 13:25 17 апреля 2015, 14:25 17 апреля 2015, 15:25 17 апреля 2015, 16:25 17 апреля 2015, 17:25 17 апреля 2015, 18:25
  • Маргарита Паймакова

"Гормон любви" превращает матерей в мамочек навсегда

Гормон окситоцин определяет социальное поведение, в том числе и материнские чувства
    (фото Vera Kratochvil).
Американские неврологи обнаружили, что гормон окситоцин действует на отдельные клетки мозга, тем самым определяя социальное поведение. На основе этих данных могут быть созданы новые способы лечения поведенческих проблем, рапортуют учёные.

Неврологи из Медицинского центра Langone при Нью-Йоркском университете обнаружили, что окситоцин, который также называют "гормоном любви" или "гормоном верности", действует на отдельные клетки мозга, определяя конкретное социальное поведение. Полученные результаты могут привести к созданию новых методов использования гормональной терапии для лечения поведенческих проблем, связанных с болезнями или травмами головного мозга.

Как известно, гормон окситоцин играет роль в стимуляции сексуального влечения и оргазма, регулирует грудное вскармливание и отвечает за взаимодействие матери с ребёнком. Однако его точные способны влияния на социальное поведение до сих пор не были известны.

Исследователи провели эксперимент с участием взрослой самки мыши, у которой никогда не было потомства (а следовательно, и повышенных уровней окситоцина). Учёные вводили дополнительные дозировки окситоцина в мозг таких животных, и те в итоге научились быстро распознавать едва слышимые сигналы покинутых детёнышей от других матерей. Что удивительно, эти мыши-девственницы быстро научились находить мышат и перетаскивать их в гнездо, ухаживая за ними так, словно были настоящими матерями.

Усвоенное поведение оказалось необратимым: мыши без потомства продолжали ухаживать за мышатами, даже если учёные блокировали их окситоциновые рецепторы.

"Было очень интересно наблюдать, как введение в организм окситоцина изменяет поведение животных, – комментирует Бьянка Марлин (Bianca Marlin), соавтор исследования. – Мыши, не знавшие, как выполнять определённые социальные задачи, внезапно начали справляться с ними просто идеально".

Чтобы отследить действие окситоцина на отдельные клетки головного мозга, исследователи использовали специально разработанные антитела. Они специфически связывались с белками окситоциновых рецепторов на каждом нейроне, что позволяло видеть соответствующие клетки под микроскопом.

"Наши результаты заставили взглянуть на окситоцин по-новому, не как на "вещество любви", а скорее, как на усилитель и подавитель нейронных сигналов в мозге, – рассказывает автор исследования Роберт Фрёмке (Robert Froemke). — Мы обнаружили, что окситоцин влияет на восприятие социальной информации и её обработку в головном мозге. Это свидетельствует о том, что этот гормон в один прекрасный день может быть использован для лечения социальной подавленности, тревожности, посттравматического стресса, языковых и речевых нарушений, а также психологических проблем, проистекающих из жестокого обращения в детском возрасте, и даже аутизма".

В ходе будущих исследований учёные надеются провести ряд дополнительных экспериментов, которые помогут понять, при каких естественных условиях в мозге вырабатывается окситоцин.

Научная статья Фрёмке и коллег была опубликована в издании Nature