Чем ближе человеку "личность" автомобиля, тем выше риск ДТП
Многие автопроизводители сегодня наделяют машины функцией виртуального помощника-инструктора. Он призван помочь водителю быстрее сориентироваться в дорожной ситуации и, казалось бы, гарантирует более безопасное вождение, так как человек за рулем не отвлекается на какие-либо дополнительные устройства. Однако новое исследование говорит об обратном. Учёные из Университета Мичигана, Технического университета Эйндховена и Стэндфордского университета обнаружили, что такая функция на самом деле только увеличивает количество ДТП. Выяснилось, что водители, которые активно взаимодействуют с голосовым управлением транспортных средств, более склонны попадать в происшествия.
Кроме того, оказалось, что чем больше сходство между голосом виртуального помощника и водителя, тем больше риск для безопасности человека и его пассажиров. Причина в том, что такой голос "отвлекает водителя, а это препятствует безопасному вождению".
Как проходило исследование? Сначала инженеры создали автосимулятор с педалями и рулевым колесом на базе очков виртуальной реальности Oculus Rift. Эксперимент включал пять виртуальных инструкторов, которых участники исследования должны были оценить по таким параметрам как сходство с их личностью, а также доброжелательность, интеллект и общее подобие человеку.
Участникам сказали, что они получили случайно выбранных помощников. Но на деле им были "выданы" инструктора с голосами, наиболее схожими с голосами испытуемых, или же, напротив, кардинально отличающимися.
Выяснилось, что голос виртуального инструктора повлиял на стиль вождения и в целом на безопасность водителя. Так, виртуальные помощники, которые, как посчитали участники эксперимента, были ближе к их личности или в процессе вождения между реальным человеком и "искусственным интеллектом" возникла, опять же по ощущениям испытуемых, большая социальная связь, приводили к большему количеству аварий на симуляторе.
Это говорит о том, что слишком сильная личностная или социальная связь с виртуальным инструктором отвлекает водителей.
Данные подтверждают результаты предыдущих исследований, показывающих, как на процесс вождения влияют виртуальные помощники. Они также продемонстрировали, что технологии, которые требуют взаимодействия с людьми, оказывают воздействие на водителей, причём не всегда положительное.
Тем не менее специалисты не предлагают останавливать производство автономных и квазиавтономных автомобилей. По их мнению, для обеспечения безопасности водителей нужно дорабатывать и улучшать имеющиеся технологии.
"Исследования этих методов коммуникации могут подарить нам новые данные о взаимодействии человека и компьютера в целом, — говорит учёный Рабиндра Ратан (Rabindra Ratan). – Это исследование позволяет предположить, что производители автономных и квазиавтономных автомобилей должны учитывать то, что голоса, интегрированные в технологии, влияют на вождение и, следовательно, на безопасность на дороге".
Исследование будет представлено на 66-й ежегодной конференции Международной коммуникативной ассоциации (ICA 2016) в июле в Японии.
Добавим, что недавно "Вести.Наука" рассказывали о существах, которые вызывают агрессию у водителей. Кстати, их переносчиками являются домашние питомцы.