В Подмосковье продают мемориальный вокзал – образец сталинского ампира середины 50-х
В Подмосковье по цене двухкомнатной квартиры продают мемориальный вокзал – некогда парадные ворота музея-усадьбы «Горки Ленинские». Здание середины 50-х годов, яркий образец сталинского ампира, приходит в упадок.
На станции Ленинская людей обычно немного. Чаще всего из поезда выходят из любопытства. В 2005-м вокзал закрыли, двери и окна забили щитами. Единственная лазейка – это вот этот люк, поэтому попробуем проникнуть в здание через него. В этом люке когда-то хранили уголь. Тоннель ведет в котельную, где до сих пор сохранились чугунные печи... И вот здесь лестница, которая ведёт в сам вокзал.
Просторный зал, мраморные колонны, металлические люстры. В центре – Ленин, правда, без головы.
«Приехавший на Ленинскую человек входил через эту дверь и попадал практически в храмовое пространство – огромный, абсолютно пустой зал с фигурой Ленина посередине. И, пройдя мимо Ленина, он выходил из здания и садился в автобус, который вёз его в саму усадьбу Горки», – рассказал Юрий Егоров, историк железнодорожного транспорта.
Здание вокзала построили в 1954 году по приказу Сталина. За 30 лет до этого со станции – тогда она еще называлась Герасимовка – гроб с телом Ленина отправили в Москву. Горки стали музеем. Герасимовка – Ленинской.
Лидия Михайловна работала начальником станции вплоть до её закрытия.
«Мы принимали там детей в пионеры всегда – это всегда так было торжественно. Когда звучала песня: “Взвейтесь кострами, синие ночи” – зал гремел, там отличная акустика. Очень хорошо. Со всего Домодедовского района все молодожёны имели обязанностью приехать, положить цветы», – вспоминает Лидия Лобачёва, бывший начальник станции Ленинская.
Вот так Ленинская выглядела сравнительно недавно: здесь снимали один из эпизодов фильма «Назад в СССР». Но после закрытия здание вокзала стало стремительно разрушаться.
«Вот вы сами можете посмотреть, что из этого получилось, – то есть, штукатурка сыпется, как со стен, так и вот особенно сверху», – отметил Виталий Нервишин, активист по защите памятников.
Типичный образец сталинского ампира: шпиль, пятиконечная звезда, 24 колонны. Собственнику – компании “РЖД” – вокзал на Ленинской не нужен. Туристы в Горки теперь почти не ездят.
«В настоящий момент идёт продажа здания на открытом аукционе на торгово-закупочной площадке ООО “РЖД”. Любая заинтересованная сторона может выйти и приобрести здание», – сообщил Владимир Мягков, начальник службы корпоративных коммуникаций Московской железной дороги ОАО “РЖД”.
Памятник архитектуры продают по цене двухкомнатной квартиры в спальном районе Москвы. По закону потенциальный собственник может организовать здесь практически что угодно. Ограничение только одно: здание придется реставрировать.
Анна Балан