Джованни Беллини – главный гость IV Московской биеннале
К этому юноше не подпускают ближе, чем на три шага. Охранники, ограждения, непробиваемая витрина. "Портрет молодого человека" – единственная картина Джованни Беллини, которая сейчас находится в России. В первый раз шедевр, которому больше пяти столетий, экспонируют в Мультимедиа Арт Музее.
"Согласно итальянским законам, эта работа очень редко покидает Капитолийский музей в Риме. Она невероятно хрупкая, потому что написана на доске из тополя. Требует особой температуры. Мы перевозили ее в трех деревянных ящиках, между стенок засыпали абсорбенты", – рассказывает чрезвычайный и полномочный посол Италии в РФ Антонио Дзанарди Ланди.
Знаменитый венецианец, учитель Джорджоне и Тициана, прославился своими мадоннами, они украшали итальянские церкви. Рисовал он и знатных современников.
"Такое черное платье с черной лентой – своеобразная униформа аристократов Венецианской республики. Так одевались судьи, губернаторы островов, члены городского совета", – объясняет Антонио Дзанарди Ланди.
Венецианского патриция много лет принимали за самого мастера, по запросу "Беллини. Автопортрет" изображение до сих пор выдается в Интернете. Накануне выставки в прессе появилась новость: писатель Борис Акунин считает, что Беллини нарисовал не себя: "Герой остается для художника загадкой". Итальянцы улыбаются: "Мы доказали это еще в XIX веке!"
Автопортретом эта картина долгие годы называлась из-за неточности в каталоге. Подпись "Портрет Беллини" можно было понять двояко: как изображение самого художника или как работу его кисти. Позже ученые поняли, что этот молодой человек никак не может быть Джованни Беллини: мастеру на момент создания произведения было уже около 60 лет. Хотя до сих пор итальянские исследователи говорят про эту картину: на ней Беллини показал свое истинное лицо.
По замыслу кураторов, молодой человек должен смотреть из глубины столетий на современное искусство – видеоинсталляцию художественной группы AES+F, которая обыгрывает одну из самых таинственных работ Беллини "AllergoriaSacra". Оригинал "Священной аллегории" хранится в галерее Уффици и никогда не покидает ее стен. Это картина-ребус. Собрание абсолютно несовместимых героев в, как принято считать, чистилище. У группы AES+F оно превращается в зал ожидания аэропорта. Беллиниевский Иов в фильме становится стариком с кислородной маской, а сарацин – толпой арабских мигрантов.
"Сейчас мы, не только наша страна, весь мир находится на распутье, в состоянии чистилища. Мы не знаем, то ли нас возьмут наверх, то ли мы погрузимся в бездну", – полагает директор Мультимедиа Арт Музея Ольга Свиблова.
Искусство классическое и современное на выставке так и не встретились лицом к лицу. Произведения великого Беллини ставят выше. На целый этаж.