Жизнь как произведение искусства: чем запомнится Ирина Антонова
Она привезла в Россию "Мону Лизу", достала из запасников творения импрессионистов, организовала выставки, на которые, кроме нее, никто бы не решился. Не стало президента Музея искусств имени Пушкина Ирины Антоновой. Она скончалась в 98 лет из-за коронавируса, осложненного сердечной недостаточностью. Соболезнования родным и близким Ирины Александровны выразил Владимир Путин. Любимому музею "муза Пушкинского", как ее называли, посвятила более полувека. Она распахнула его сокровищницы для всех, призывая вдохновляться красотой и черпать силы в искусстве.
Душа музея, хранитель искусства, великая женщина, которая верила всегда в то, что только красота спасет мир. В августе телеканал "Россия 1" взял последнее интервью у Ирины Александровны. Тогда она вспоминала о шедеврах Дрезденской галереи, как ровно 75 лет назад к Пушкинскому музею подъехали грузовики. Солдаты разгружали полотна, из одного ящика достали завернутую в белые одеяла "Сикстинскую мадонну".
Директор Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Марина Лошак рассказала, что Ирина Антонова была страстным, бесстрашным человеком, придерживающимся очень жестких принципов.
Влюбленная в театр, музыку она не пропускала ни одного спектакля с Качаловым. Например, однажды Антонова три дня провела в очереди за билетами в Московский художественный. Студенткой отказалась ехать в эвакуацию и в Москве грузила ящики со снарядами. В музей она поступила 10 апреля 1945-го.
"Она была примером того, что личность человека, директора определяет репутацию учреждения, музея изобразительных искусств имени Пушкина", — отметил гендиректор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
"Ирина Антонова была критерием художественного вкуса, чувства такта, меры. Не так много людей, о ком можно сказать, что это человек высокой, высочайшей культуры", — прокомментировал гендиректор Государственного академического Большого театра России Владимир Урин.
Ирина Антонова перевернула взгляды советского человека на западное искусство. В 1974 году она узнав, что Джоконду экспонируют в Токио, решилась на обратном пути остановить шедевр. Тогда впервые музей на Волхонке опутали километровые очереди. День и ночь к "Моне Лизе" шли люди.
Незабываемым событием становилось все, к чему прикасалась Ирина Александровна. Ее ветром перемен стала выставка в 1981 году "Москва-Париж". Она показала не только французский, но и русский авангард. Посмотреть выставку пришло все политбюро во главе с Брежневым.
"Он все посмотрел совершенно спокойно, а когда мы вошли в белый зал, Брежнев увидел портрет Ленина. Затем Леонид Ильич потребовал книгу отзывов и написал, что был на прекрасной выставке", — делилась воспоминаниями искусствовед.
Интересы Пушкинского Ирина Антонова отстаивала без страха и упрека. Европейских коллег поражала, свободно изъясняясь на трех языках.
Она обожала водить машину. Это уже московская легенда, как изящно Ирина Александровна ездила на маленьком красном "Фиате", а вот Джереми Айронс в 2007 привез директора на мотоцикле на открытие выставки "Три столетия американского искусства".
"Ирина Антонова всегда была невероятно подтянута, безукоризненно одета. Не помню, что когда-то на ней не было туфелек на каблучках. Она взлетала по огромной мраморной лестнице Пушкинского музея мгновенно", — высказалась гендиректор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
Ее жизнь и есть произведение искусства. Всегда безупречна, элегантна, строгий костюм, нитка жемчуга... Быстрыми шагами — сквозь музейные залы.
"У меня есть одно очень неинтеллигентное качество. Я, конечно, претендую на то, чтобы меня называли интеллигентом. Я не подвержена депрессиям, а хороший интеллигент обязательно должен быть депрессивным. Он должен вдруг впадать в отчаяние. Это не значит, что я не огорчаюсь, просто руки как-то не опускаются при этом", — шутила Антонова.
В музейный выходной, когда не было посетителей, Ирина Александровна могла задержаться в одиночестве в любимом итальянском дворике.
Вот уже 40 лет в ее любимом месяце в музее открываются "декабрьские вечера". Этот декабрь наступил без нее. На концерте нет зрителей, но есть музыка и память.
Могло бы показаться, что главным делом ее жизни был музей, где она знала и любила каждый экспонат. В свой мир Ирина Антонова впускала людей редко.
"Миссия должна быть внутренняя. Если вы думаете, что это музей, нет. У меня больной сын. Это стало понятно, когда ему исполнилось восемь лет. С тех пор мы живем вместе, ему 66. Он прекрасный человек, абсолютно беспомощный при этом, целиком зависящий от меня", — признавалась Антонова.
Мечта — знать, что сын без нее не оставлен. Она продолжала работать, писала книгу о своем музее и ждала, когда воплотится задумка еще основателя Пушкинского Ивана Цветаева — создание "музейского", как сама говорила, городка.