Выберите регион

Смотрим на

Ушла из жизни Ирина Антонова: человек, который всем нам дарил красоту

Прощание с президентом Пушкинского музея Ириной Антоновой пройдёт в закрытом формате, будут только самые близкие. Легендарный руководитель одного из самых известных музеев страны – она умерла в возрасте 98-ми лет.

Около недели назад у Ирины Александровны диагностировали коронавирусную инфекцию. Владимир Путин, выразив соболезнования, назвал Антонову великим подвижником, энтузиастом и просветителем. Ирина Антонова служила искусству всю жизнь, благодаря ей советский зритель смог увидеть шедевры мировой культуры, на выставки, организованные под её руководством, выстраивались огромные очереди.

Изящная, с гордо поднятой головой, в английском костюме с неизменной ниткой жемчуга, Ирина Антонова была символом музея, да и всего отечественного музейного мира. В этом году она была уже слаба, но приходила на все значительные выставки, вот она на вернисаже в родном ГМИИ имени Пушкина в июле. Изобразительное искусство – ее страсть, но ей так же интересно, как подать эту живопись, какая будет реакция у зрителя. Каждое ее замечание – точное, емкое.

Мы снимали Ирину Антонову на выставке прерафаэлитов в 2013, когда стало известно, что она оставляет пост директора, становится президентом музея. Что она сама выбрала преемницу Марину Лошак. Выставка прерафаэлитов, как и сотни других экспозиций в музее, это победа Антоновой. Ирину Александровну знали во всем мире, ее репутация и позволяла устраивать такие экспозиции, привозить в Москву живопись, на которую стоят в очереди галереи и музеи. А чутье у нее было безошибочное, она точно знала, что будет иметь успех. Ее первое важное дело, как искусствоведа – описывать ценности, которые наша страна получила по репарации в августе 1945.

"Дружно музейщики вместе с солдатами разгружали ящики, мне запомнился юный сержант, который умело руководил при разгрузке ящика с "Сикстинской мадонной" Рафаэля", – вспоминает Ирина Антонова, архив 1984 года.

Во времена идеологического давления многое запрещалось, но Антонова всегда была борцом и оптимистом.

В 1961 году она возглавила ГМИИ, началась эпоха Антоновой, на выставки "Москва-Париж", "Москва-Берлин" – гигантские очереди, люди приезжают со всего Советского Союза, чтобы впервые увидеть русское искусство в эмиграции.

"Захотела я выставить Кандинского, надо было спросить у министра культуры, можно ли. Говорят- на ваше усмотрение, ну вы понимаете, что это такое. Я выставила", – вспоминает Ирина Антонова.

Заслуга Антоновой и явление "Джоконды". Это последнее интервью Ирины Александровны телеканалу "Россия 24". "Из наших газет узнала, что работа находится в Японии. Тогда не было северного пути, ее бы повезли через нашу страну, и подумала, почему бы ей не остановиться у нас".

Уже не за горами была перестройка.

Антонова любила и хорошо знала музыку, дружила с Рихтером, сделала традиционными декабрьские музыкальные вечера в музее. В последнее время она читала лекции, любители искусства цитировали в интернете ее высказывания – она довольно жестко отзывалась о так называемом актуальном искусстве, называя его метко – продукцией.

Она имела право на такое обозначение места актуального искусства, и кроме того, прекрасно объясняла, почему это так. Ее уход огромная потеря. Она навсегда останется символом музейного мира, служения искусству.

Читайте также

Видео по теме