Охрана для жертвы: Екатерина Мартынова получила защиту от скопинского маньяка
Чувствует себя спокойно и больше "не боится выходить из дома". Бывшая пленница скопинского маньяка Екатерина Мартынова рассказала о новом уровне личной безопасности.
Сегодня Екатерина Мартынова рассказала журналистам, что её семья в полном составе получила государственную защиту. С такой просьбой она ранее обращалась в Следственный комитет и вот, как стало известно, необходимые меры приняты.
Бывший скопинский слесарь Виктор Мохов вышел на свободу месяц назад. В тюрьме провел почти семнадцать лет за похищение двух девушек, которых он истязал в своем подвале четыре года. По закону еще шесть лет должен быть под полицейским надзором. Однако правила он нарушил практически сразу и буквально вчера получил первый административный штраф. Небольшой – всего тысяча двести рублей.
Кроме того, сегодня в районном суде собирались слушать дело о дополнительных ограничениях для Мохова. На заседание тот не явился, так что его перенесли. Всё это, естественно, создает дополнительный стресс для жертв маньяка. Так что Екатерина Мартынова намерена добиваться возбуждения нового уголовного дела.
А какие для этого есть предпосылки и как именно работает госзащита в таком случае? Просто о ней не часто говорят, так как детали не разглашаются в интересах подзащитных. Своим законным правом после публичных угроз скопинского маньяка решила воспользоваться одна из пострадавших – Екатерина Мартынова. Она 3,5 года провела в заточении в подвале маньяка, который после выхода на свободу стал угрожать.
"Я услышала угрозы в свой адрес, в адрес Лены, и я очень испугалась за свою семью. Обратилась с заявлением в Следственный комитет о возбуждении уголовного дела из-за его угроз в мою сторону", – рассказывает Екатерина Мартынова. "Госзащиту я попросила на время проведения проверки высказываний Виктора Мохова, и я очень верю, что будет принято в ближайшее время положительное решение о возбуждении в отношении него уголовного дела".
Государственная защита для Кати может обеспечиваться не только правоохранительными органами, но и социальными службами. Точный перечень полномочий может определить суд. Что именно будет в ее случае – неизвестно, но примерно юристы понимают, о чем речь.
"Личная охрана выдаётся как личная, так и имущества, второе – предоставление специальных средств личной защиты, это может выдача газового баллончика или электрошокера, так же может быть кнопка связи, отдельно здесь может быть даже изменение документов", – поясняет Руслан Ягофаров, кандидат юридических наук, председатель коллегии адвокатов.
В исключительных случаях, ради безопасности жертвы преступления и членов ее семьи, им даже могут сменить место жительства, помочь найти новую работу. Будет ли это сделано в истории Екатерины Мартыновой – пока непонятно. Но эксперты уверены, что помочь защитить пострадавших может и наблюдение за самим маньяком и даже новое наказание для него. Ведь он фактически укрывается от исполнения наложенных на него обязательств после освобождения.
"Уголовная есть статья за нарушение административного надзора, и она предполагает до двух лет лишения свободы. Я считаю, что прокуратура региона сейчас должна тщательно проверить все имеющуюся информацию", – считает Иван Мельников, вице-президент Российского подразделения Международного комитета защиты прав человека.
Впрочем, чтобы защитить Екатерину и Елену, девушкам самим тоже нужно подумать. Как уверяют опытные криминалисты, желательно меньше фигурировать в публичном пространстве. Давать реже интервью, не участвовать в очных ставках. Тогда госзащиты будет достаточно для спокойной жизни, и следователи помогут выбрать правильный вариант.
"Если правоохранительные органы считают что нужно, значит нужно, здесь вопрос частный, надо изучать ее личность, какие у неё планы на будущее, какие-либо были угрозы с других сторон", – отмечает Анатолий Кустов, профессор криминалистики, доктор юридических наук.
Вечно прятаться девушка не планирует. Возможно, придётся пожить под защитой временно. Главное, чтобы это не затянулось надолго.
"Он для меня вообще не достоин свободы, а во-вторых, я не могу всегда или долгое время жить под государственной защитой, потому что это накладывает какие-то ограничения в мою жизнь, жизнь моей семьи. И сейчас мы идём на это с мужем, чтобы действительно обезопасить себя", – поясняет Екатерина Мартынова, пострадавшая.
Сколько точно продлится защита, будут решать специальные органы. Следственный комитет, как видно, принял заявление девушки, а значит, вполне возможно, что реализация госзащиты уже началась.