Выберите регион

Смотрим на

“Александр Невский” Эйзенштейна: как создавался образ великого князя

В мае исполнилось 800 лет со дня рождения Александра Невского. Для многих главным источником сведений о великом князе остаётся фильм Сергея Эйзенштейна. Как режиссёр создал канонический образ Невского расскажет Станислав Анисимов.

Жизнеописание Александра Невского в форме кинофрески, так называют киноведы фильм Сергея Эйзенштейна. И сходятся в одном: выбор актера на главную роль — безусловная удача режиссера.

Роман Соколов, историк: "Хотя здесь немножко не совпадало по возрасту, но опять же это было не так критично, потому что Александру Невскому в 1242 году, как тогда считалось, было 22 года. Ну, а Черкасов 1903 года рождения. Следовательно, ему около 35. Но для кино, естественно, такая разница не существенна".

Эйзенштейну не нужно было подбирать актера по принципу портретного сходства: прижизненных изображений великого князя не существует. Перед смертью Александр Невский принимает монашеский постриг с именем Алексия, и это один из его старейших иконописных образов — в схиме. После канонизации в 1547 году, сведения о внешности Александра Ярославича появляются в лицевом летописном своде "Житие Александра Невского".

Протоирей Андрей Кульков, почетный настоятель храма Александра Невского: "Там сказано, что он внешностью был прекрасен, как Иосиф, и голос имел зычный, как труба".

Святость Александра Невского Сергей Эйзенштейн не отрицал, но трактовал по-своему, как доведение благородных качеств до предела. Это был действительно редкий случай на съемках картины. Выезд за пределы Мосфильма, сцену рыбной ловли снимали здесь, на Родине Александра Невского, недалеко от села городище рядом с Переславль-Залесским. Холм и вал городища со времен Невского остались без изменений, но Сергея Эйзенштейна эта историческая местность интересовала как фон для фрески, пейзаж для идеализированного героя.

Александр Невский Черкасова — персонаж контурный: Эйзенштейн разработал сетку ракурсов, согласно которой, на крупных планах актера можно было снимать либо фронтально, симметрично, либо в профиль.

Режиссер вычеркнул из сценария всё, что касается личной жизни князя. Сцена прощания Невского с женой Александрой Брячиславной сохранилась только в рисунках Эйзенштейна. Ее тоже должны были снимать здесь, у Плещеева Озера.

Режиссер так видел своего героя — между святым и воином. Изображения великого князя в образе воина появились в новое время. Одно из первых — в Успенском соборе Горицкого монастыря, в Переславль-Залесском.

Татьяна Ракчева, экскурсовод: "В подкупольном пространстве в обрамлении картушей мы видим его изображение в княжеских одеждах".

Эйзенштейна Александр Невский интересовал прежде всего, как князь-объединитель, как военачальник. Александр Довженко после просмотра фильма упрекал режиссера в том, что Александр Невский изображен слишком пафосно, как секретарь райкома. Против излишней идеализации своего героя возражал и сам актер, еще при подготовке к роли.

Роман Соколов, историк: "Ну, например, после боя, он там взял, выпил ковш с водой, захотелось ему пить, или как-то иначе он выразил свою элементарную усталость, понятно что после такой тяжелой сечи, он должен был просто физически устать... нет. Все это Эйзенштейном не то что отметалось. а просто не рассматривалось".

Эйзенштейн взялся за историю об Александре Невском из-за отсутствия подробных исторических источников. "Как я сделаю, так оно и будет", — говорил режиссер. Так и оно получилось: бюст Александра Невского, созданный в 1958 году, сделан с актера Черкасова. Этот Памятник установлен возле Спасо-Преображенского собора, в котором был крещен Великий князь.

Читайте также