Не только киллер: в чем еще замешан беглый Александр Мавриди
Вероятный киллер Александр Мавриди, сбежавший на минувшей неделе из истринского изолятора временного содержания, похоже, замешан и в масштабных квартирных аферах. Следователям ещё предстоит выяснить, какими жуткими методами он пользовался при захвате чужой недвижимости. Пока же все силы брошены на поимку Мавриди. В минувшую среду были задержаны трое его сообщников. Правда ли, что они покинули камеру с помощью гипноза, и где все-таки может скрываться главный, особо опасный участник этого громкого побега?
Хутор Молдаванский в восьмидесяти километрах от Краснодара. Зелёные луга, бурьян и единственная просёлочная дорога, ведущая к полуразвалившейся хибаре. Так выглядит официальное место регистрации Александра Мавриди, главаря банды чёрных риелторов и вероятного убийцы колбасного короля Владимира Маругова. На прошлой неделе Мавриди сбежал из подмосковного изолятора временного содержания. Сегодня его ищет вся полиция страны.
Евдокия Романова – старожил хутора. Она помнит, как несколько лет назад здесь объявился собственник, очень похожий на Мавриди. Он хотел что-то строить на участке, но дела так и не пошли. Узнав о побеге, женщина забеспокоились: неужели беглый киллер, на счету которого может быть убийство человека, вернётся?
"Преступник. Конечно, опасно. Ну, я думаю, а где он будет тут находиться? Не знаю. Может, где-то квартиру снимет. А так в этом доме ну никак не может жить", – считает Евдокия Романова.
Неясно, почему Александр Мавриди выбрал хутор Молдаванский. Говорят, в его окружении было много выходцев из Молдовы. Вот и в изоляторе временного содержания вероятный убийца якобы попросился в камеру к гражданам Молдовы – профессиональным домушникам Ивану Цуркану, Денису Грозаву, Александру Бутнару и Николаю Тетере. Они в итоге вскрыли дверной замок и сбежали вместе с Мавриди.
Вот тот самый замок – сейчас это важный вещдок в деле о побеге. Только нашей программе удалось рассмотреть его поближе. На механизме надпись – закрыть на два оборота. Но, несмотря на это домушники, как считают эксперты, вскрыли его гаечным ключом.
"Те люди – их называют домушники – для которых замки, дверные либо другие, не являются в принципе препятствием. Любая дверь при достаточном наличии времени открывается – рано или поздно", – рассказал Пётр Фефелов, эксперт в области комплексной безопасности.
Ловкость рук при усыплённой бдительности. Уже известно: двое дежурных изолятора – Сергей Лаврентьев и Елизавета Бурдаковская – попросту проспали побег. Следователи предъявили им обвинение.
"По данным следствия, один из обвиняемых на дежурстве умышленно отключил камеры, осуществляющие видеозапись, а также камеры, направленные на помещение дежурной части, после чего оба сотрудника ушли с дежурного поста спать"", – рассказала Ольга Врадий, старший помощник руководителя ГСУ СК России по Московской области.
Любопытная деталь. Возможно, сотрудников ИВС заставили погрузиться в сон. Как нам стало известно, арестованные дежурные признались, что не помнят, как отключили камеры и уснули. Мол, действовали словно под гипнозом. Их слова подтвердил полиграф. Так неужели и правда, охрана попала под влияние молдаван-домушников?
"Погружение человека, то есть объекта воздействия, зависит многих факторов. Во-первых, это профессионализм самого воздействующего, то есть гипнолога, который использует те или иные инструменты воздействия. Это зависит от личности жертвы и, конечно же, ситуации, в которой происходит это воздействие"", – пояснила Екатерина Васкэ, доктор психологических наук, профессор.
Изолятор временного содержания, откуда в ночь на 6 августа сбежали пятеро сидельцев, включая Александра Мавриди, расположен в здании истринской полиции. Находится в полуподвальном помещении. За железными воротами. ИВС отличается от следственного изолятора – СИЗО – более простыми условиями содержания задержанных. Сидельцев здесь охраняют полицейские, ночью остается всего лишь двое дежурных. Через пять суток сотрудники уголовного розыска МВД и управления ФСБ задержали двоих из пяти беглецов. Они прятались в съемной квартире в Подольске.
"Вместе с ними находились арендаторы квартиры – мужчина и женщина, которые подозреваются в пособничестве побегу путем предоставления укрытия фигурантам. В настоящее время все четверо доставлены в территориальный отдел внутренних дел", – рассказала Ирина Волк, официальный представитель МВД России.
Оказать воздействие на силовиков у беглецов не вышло.
Вполне приличный подъезд. Коврик на входе с символичной надписью "Мой дом – моя крепость". По факту временное логово беглецов. Отсидеться не получилось".
Здесь в квартире многоэтажного дома в Подольске Иван Цуркану и Денис Грозаву провели несколько суток. В какой-то момент расслабились и стали делать аккуратные вылазки, скрываясь под медицинскими масками. Людей, похожих на портреты с ориентировок, увидел кто-то местных жителей и сообщил в полицию.
Дом, где укрывались беглые заключённые, находится в центре Подольска. Место оживлённое. Рядом детская площадка. Родители, мягко говоря, в шоке от такого соседства. Непонятно и то, на что рассчитывали беглецы, ведь рано или поздно их всё равно бы задержали".
Как только стало известно о громкой поимке, к полицейским с повинной пришёл третий беглец – Николай Тетеря. Следователи пока не раскрывают информации о том, где он прятался. Мы попытались восстановить возможный маршрут заключенных.
Предположительно, из ИВС в Истре они отправились за 60 километров в Лобню. Там затаились в квартире своих знакомых. Затем трое беглецов направились в Подольск – с севера на юг Подмосковья, это еще 80 километров. Где позже их и задержали. А Мавриди с еще одним сообщником исчезли в неизвестном направлении. Следователи уже задержали людей, которые снабдили беглых арестантов деньгами, телефонами и необходимыми вещами.
- За что задержаны?
- За то, что пустил их домой к себе.
Удивительно, почему участники столь дерзкого побега даже не выехали из Московской области и, похоже, особо не прятались? Быть может, их странные действия просто служили неким отвлекающим маневром, чтобы дать уйти главному человеку – вероятному киллеру Александру Мавриди? По одной из версий, он собирался дать показания на того, кто заказал убийство влиятельного бизнесмена, так называемого "колбасного короля" Владимира Маругова. С владельцем мясной империи Мавриди, предположительно, расправился сам – одной стрелой, выпущенной из арбалета. О странном и жестоком убийстве в своём расследовании подробно рассказывал наш коллега Эдуард Петров. Он единственный из журналистов, кто побывал в том самом изоляторе, где содержался до побега Мавриди и предоставил ему возможность высказаться.
- Вы не передумали, нет? Будете молчать? Хорошо, молчите.
Не исключено, что кому-то очень не хотелось, чтобы Мавриди заговорил. А потому некие покровители могли специально вытащить его из-под стражи, пообещав свободу. Но истинной целью организации побега могло быть совсем другое.
"Он совершенно не нужен заказчикам живым. Это мое внутреннее убеждение, логика подсказывает, мало ли когда он может заговорить. Даже если будет за границей", – считает Владимир Калиниченко, в 1980 – 1992 гг. следователь, старший следователь по особо важным делам при генеральном прокуроре СССР.
Бывшая возлюбленная убитого бизнесмена Владимира Маругова – Сабина Газиева – очень боится за жизнь своих детей и за свою тоже. Она единственный свидетель расправы и тоже едва не погибла от рук Мавриди и его сообщника.
"Перерезал мне руки, дальше продолжались удары по голове, сначала я сопротивлялась, потом в какой-то момент, вы знаете, я просто приняла смерть, я смотрела в одну точку, поняла, что всё. Я, конечно же, очень хочу, чтобы это дело взяли на особый контроль, потому что это очень резонансное, очень громкое дело", – попросила Сабина Газиева.
По словам Сабины, Мавриди – очень богатый и очень страшный человек. Как выяснили следователи, на его счету может быть не только убийство "колбасного короля", но и захват чужой недвижимости. Во время обыска в одной из его квартир следователи обнаружили заложника, прикованного наручниками к кровати.
- Откуда привезли Вас?
- Из квартиры. Я там первый раз в жизни.
Заложником оказался адвокат, 65-летний Алексей Завгородний. В 90-х он был довольно известен: защищал киллера Александра Солоника. По версии следствия, похищенного адвоката то и дело перевозили с места на место, возможно, пичкали сильнодействующими препаратами. Вот фото из материалов дела. На снимках – шприцы, снотворное и наручники, найденные в машине Мавриди. В итоге Завгородний переписал на преступников три квартиры в Москве, одну в Хабаровске и едва не лишился недвижимости в Испании. Недавно стало известно, что Мавриди якобы пытался отнять квартиру и у 90-летней Лидии Теодорович – вдовы советского академика Тадеуша Теодоровича.
Её квартира в центре Москвы, стоимостью более сорока миллионов рублей, опустела год назад. Никто из соседей не знает, где сейчас находится пожилая женщина. До этого к Лидии Теодорович приезжали неизвестные люди.
- Много кто.
- На каких-то дорогих машинах?
- Да, на разных. Продукты ей привозили.
Мавриди, предположительно, в преступном сообществе был разработчиком коварных схем по лёгкому отъёму недвижимости. Заставлял одиноких пожилых людей подписывать договоры дарения. Неизвестно, что происходило с этими людьми потом. Тот самый адвокат Завгородний, который был в плену у Мавриди, уже около года проходит реабилитацию. Следователи не исключают, что Мавриди мог покуситься и на недвижимость бывшей супруги колбасного короля поэтессы Татьяны Маруговой. Говорят, Мавриди даже стал ухаживать за ней и успел втереться в доверие.
"На протяжении года этот человек пытался мне сделать какие-то добрые дела, пригласить поужинать", – рассказала Татьяна Маругова, бывшая супруга Владимира Маругова.
Очевидно, что богатство, которое киллер и квартирный рейдер сколотил на крови, где-то спрятано. А хибара в кубанском хуторе – лишь ширма с обвалившейся крышей. Где же находятся настоящие покровители Мавриди и он сам?