Альянс AUKUS: Францию и ее субмарины "утопили"
Франция отзывает для консультаций своих послов из США и Австралии после того, как Канберра заключила военное партнерство с Вашингтоном и Лондоном и заявила о выходе из соглашения по подлодкам с Францией. "Контракт века" на 56 миллиардов евро предусматривал производство 12 ударных подлодок класса Barracuda. Теперь в рамках нового партнерства Австралия планирует строить атомные субмарины при помощи США. В МИД Франции назвали это "ударом в спину".
Заголовки в американской прессе привели Париж в ярость. Франция отменила прием в своем посольстве в Вашингтоне. В эту пятницу там должны были отмечать 240 лет со дня Чесапикской битвы. Это было решающее морское сражение за независимость Штатов. Тогда им помог именно французский флот, выступив против Британии.
Теперь же США и Британия, заключив союз с Австралией, "топят" Францию и ее подлодки. Но ничего личного – объяснили в Белом доме.
"Франция – участник "Группы семи" и "Группы двадцати". Мы работаем с ними по разным вопросам. И мы это продолжим. Их руководство высшего уровня и ниже остается важным партнером США и этой администрации в дальнейшем. Да, есть партнерство между США, Австралией и Великобританией. есть другие, которые включают Францию и которые не включают. И у Франции есть форматы с другими странами, в которых не задействованы мы. Это часть того, как работает глобальная дипломатия", – отмечает официальный представитель Белого дома Джен Псаки.
В самой Франции этот "удар в спину", как выразился глава МИД Пятой республики, – самая обсуждаемая новость. И не только в прессе, но и на улицах. А в Нормандии, где расположены судостроительные верфи, просто растеряны. Куда податься рабочим? И кому теперь нужны 12 субмарин, которые собирали здесь для Австралии?
"Действия Австралии вызывают шок и удивление. Они в одностороннем порядке внезапно и грубо отказались от этого проекта. Несмотря на то, что французы активно инвестировали в эту программу, начиная с 2016 года", – комментирует ситуацию представитель профсоюза военно-морской компании Naval Group в Шербуре Поль Лефрасуа".
"С военными заказами это случается не в первый раз. Швейцария недавно отказалась от контрактов на покупку "Рафалей" под влиянием США. Польша отказывалась от контрактов на покупку вертолетов тоже в пользу США и под давлением Соединенных Штатов. Это не первый раз", – говорит политический обозреватель Дмитрий де Кошко.
А ведь еще в конце августа ничто не предвещало такой развязки. На встрече в формате "2+2" министры иностранных дел и обороны Франции и Австралии договорились о морском сотрудничестве в Индо-Тихоокеанском регионе. Том самом, чья безопасность теперь под пристальным вниманием Тройственного союза Вашингтона, Лондона и Канберры.
Но предупредить об этом Эммануэля Макрона премьер Австралии решил всего лишь за несколько часов до телемоста с Белым домом.
"Франции необходимо реагировать. Причем реагировать жестко. Эта ситуация – просто катастрофа. Катастрофа на стратегическом и индустриальном уровне для целой страны. Это было жесткое решение со стороны Австралии. Поэтому нашей стране нужно дать симметричный ответ", – заявил профессор политологии и экс-депутат Европейского парламента от Франции Эмерик Шопрад.
Но Елисейский дворец пока безмолвствует. Слишком тяжелый удар по репутации Эммануэля Макрона перед президентскими выборами, которые пройдут уже в апреле. А с января Франция станет председательствовать в ЕС, хотя лидером ее сейчас трудно представить. "Контракт века превратился в пренебрежение года" – пишет старейшая французская газета Le Figaro. "Военная дипломатия Парижа оказалась под ударом" – вторит ей Le Monde.
"У Франции еще со времен генерала де Голля есть претензия на военную дипломатию. Так что они как бы существуют вне блоков, они могут быть и не в том блоке, и не в этом. И сейчас им показали, что этой политики быть не может. Поэтому Макрону сейчас будет очень трудно – ему все его конкуренты будут напоминать об этом унижении", – говорит французский журналист Виктор Лупан.
Впрочем, это унижение не только для Франции, чьи дизель-электрические субмарины Австралия теперь меняет на атомоходы. А как же договор о нераспространении ядерного оружия? Главное его правило – тот, кто им обладает, не должен делиться с другими, у кого такого оружия нет. Байден обещает – ядерными будут только реакторы.
Но как тут не возмутиться тем странам, которым Вашингтон пытается запретить даже эксперименты с мирным атомом?
"Иран и Корейская Народно-Демократическая Республика обозначали, что в перспективе их интересует атомный подводный флот. Теперь они получили пример, подкрепляющий эти устремления. Теперь и другие страны, может быть, захотят овладеть такими чувствительными технологиями. Если Австралии можно, то почему нельзя другим?" – задается вопросом постоянный представитель РФ в Вене Михаил Ульянов.
Взрывоопасная ситуация, созданная Штатами, грозит вспыхнуть в любой момент, прогнозируют эксперты. И вряд ли сам Вашингтон сумеет удержать ее под контролем. Как там могут справляться с чрезвычайными ситуациями, уже показали действия американцев в Афганистане, где они тоже все решали сами.