Функция России в мире – мирить и платить за это
Борис Якеменко, заместитель директора центра исторической экспертизы при РУДН, обозначил роль России в мире с помощью красивой японской притчи. Выступая в эфире авторской программы "Вечер с Владимиром Соловьевым" на телеканале "Россия 1", эксперт высказал парадоксальную мысль о том, насколько вовремя случилась пандемия коронавируса COVID-19.
"Ни у кого нет представления о том, каким должно быть будущее. Именно поэтому идеи подменяются массовыми психозами. Самыми разными. Причем вот даже я смотрю, эта эпидемия, которая сейчас произошла, она случилась очень вовремя, – отметил Якеменко. – Весь мир с огромным увлечением начал бороться с эпидемией. И когда сегодня задают вопросы, а их обязаны задавать, что будет после эпидемии, потому что мы должны готовиться к миру после эпидемии – все говорят: "Нет-нет, мы боремся с эпидемией, не надо нам задавать эти вопросы". То есть вот это целеполагание – оно скукожилось. Люди стали бояться глобальных вопросов".
В свете этого Якеменко напомнил о дискуссии, разгоревшейся на Западе несколько лет назад. Ее вопросом было – что считать пост-новейшим временем, если новейшее, с учетом пяти классических признаков Хайдеггера, уже кончилось? Многие просто отказались отвечать на этот вопрос.
"Возникает боязнь будущего, – подчеркнул эксперт. – Ни у кого нет никакого представления о том, что и как должно быть. Именно поэтому считается громадным завоеванием придание каких-то прав гомосексуалистам, еще кому-нибудь… Экономика не растет, но права гомосексуалистов растут".
Тем важнее ответить на вопрос – а зачем миру мы, Россия? В девяностые годы нас считали мировым складом ГСМ, и на то, чтобы освободиться от этого звания, ушли все двухтысячные, напомнил Борис Якеменко. Он перечислил общие схемы, характеризующие мировые державы. Германия – машины, надежность; Япония – техника, надежность; Италия, Франция – красивый образ жизни; американцы – демократия, технологии... А что же Россия?
"Давайте вспомним советские плакаты, образ страны был предельно четким: трактора, пашни, трубы. Ответственный социальный слой. Впереди или солдат, или рабочий, или еще кто-то, – напоминает эксперт. – Я многим говорил художникам: пожалуйста, нарисуйте страну, в центре которой будет ответственный социальный слой, а вокруг будет образ страны сразу узнаваемый"…
Никто не нарисовал. Образа нет.
Но есть японская притча, которая может помочь в осознании этого образа. Она называется "О трех, потерявших по одному рё" и точно отражает образ России в мире, считает гость программы.
"Шел плотник, на дороге лежит кошелек. Он поднял его, там три золотых монеты, три рё. На кошельке написано, что владелец – гончар. Он понес гончару, гончар сказал: "Если кошелек решил меня покинуть, я его не возьму". Они пошли к судье. Судья достал еще одну золотую монету, положил в кошелек и сказал: "Плотник мог вернуть себе три рё, но получит два, потеряв один. Гончар мог получить все три рё, но получит два, потеряв один. Я тоже потерял один. Мы все потеряли поровну".
"Мне кажется, что мирить и платить за это – это функция России в мире, – подытожил Якеменко. – Россия всегда платила за других. Спасала, лечила, принимала... В наше время, когда комфорт считается наивысшим благом, это мало кто, наверное, поддержит. Но факт остается фактом, это так: весь Достоевский на этом построен, весь Толстой… Да, платить за других. Страдать за других, приносить себя в жертву другим, ничего за это не беря. Мне кажется, вот эта функция все это в совокупности – справедливость. Борьба за справедливость, установление справедливости, в которой страшный недостаток в современном мире. Это и есть Россия".
Все выпуски программы "Вечер с Владимиром Соловьевым" – на медиаплатформе "Смотрим".