Придумал "журналюг" и вывел рок из подполья: наследие Градского
Печальная новость. Народный артист России, певец и композитор Александр Градский умер сегодня в возрасте 72 лет. Пронзительный, неповторимый и легко узнаваемый голос Градского украшал нашу жизнь полвека.
"Как молоды мы были" – эта песня, после которой незнакомых прохожих у Градского, наверное, не осталось, была написана для женского голоса. И уже только киноведы вспомнят, для какого фильма.
"Эту песню очень многие знают. Но люди почти не знают ничего другого из того, что я делаю. Им кажется, что я всю жизнь ее пою", – говорил Градский.
Кстати, он предложил Пахмутовой добавить в третьем куплете кульминацию и сделать ее повыше. Она согласилась, может, вспомнив, как он спел другую мелодию.
В "Романсе о влюбленных" Андрея Кончаловского он тоже поет. Но уже свою музыку. Кончаловский услышал Градского однажды в студии звукозаписи и безоговорочно поверил в его талант.
Своим голосом с диапазоном в три октавы и звучанием, которое невозможно повторить или сымитировать, он мог буквально все. В мультике "Голубой щенок", исполнил две партии, но кто узнает в одной из них хрустальный голос Градского?
Единственный, кому Градский подражал даже внешне, – Джон Леннон. Прическа, очки... Считал, что ливерпульская четверка перевернула мир. Будучи шестнадцатилетним, пел Beatles на улице.
Но, несмотря на бесконечную любовь к Beatles, группа Градского "Скоморохи" пела на русском языке. Да и в остальном его отношение к России было понятным.
Градский не очень любил прессу. Говорят, именно он придумал словечко "журналюги".
"Я корреспондента ВВС с лестницы спустил, как только он начал говорить что-то не то. Он начал меня подвигать на то, что я должен страну свою обвинить в чем-то. Страна плохая, режим плохой... Я это могу сказать за столом в своему товарищу, а западному корреспонденту не могу сказать: тебе я ничего говорить не буду, иди вон. Он ушел. Я никогда даже не думал каким-то образом быть лояльным", – отмечал певец.
Именно Градский вывел советскую рок-музыку из подполья. В его авторской радиопрограмме впервые право голоса получили Юрий Шевчук и Виктор Цой, Александр Башлачев и Андрей Макаревич.
"Его имя было легендой уже в начале 70-х. Его приглашали в Большой театр, но ему стало это неинтересно. Мне кажется, ему хотелось реализоваться максимально многогранно", – сказал Владимир Матецкий, композитор, продюсер, радиоведущий.
Как человек эпохи Возрождения, занимался всем: он играл на нескольких инструментах, пел, писал музыку, руководил собственным музыкальным театром и учил петь. Его подопечные в шоу "Голос" четырежды выигрывали.
"Мне очень трудно понять, принять, что его нет. Был настоящий крепыш, крепко стоял на земле. Жизнь кипела", – вспоминает певица Елена Камбурова.
Александр Градский не справился с последствиями коронавируса, который перенес в сентябре. В пятницу его госпитализировали с подозрением на инсульт. В ночь на воскресенье он скончался.