"Незабываемые". Выставка в Серпуховском историко-художественном музее посвящена женским образам
Женские образы в творчестве русских художников. Выставка "Незабываемые" открылась в Серпуховском историко-художественном музее. На вернисаже побывала Юлия Кундрюкова.
Серпуховский историко-художественный музей расположен в особняке купчихи Анны Мараевой. Она была яркой представительницей купечества Подмосковья, коллекционировала древние иконы и книги, выкупила богатую коллекцию живописи российских и зарубежных художников с XVI по XIX век. Яркий пример успешной русской женщины. Волевые, нежные, творчески одаренные, кокетки – такие разные женские образы собрали на экспозиции в 16-ти тематических разделах.
"У них всех непростые жизни, интереснейшие судьбы. Получилась очень интересная галерея как самих женщин, так и тех художников, которые обращались к модели, рисовали в разные периоды в различные века", – пояснила директор Серпуховского историко-художественного музея Жанна Алейникова.
Здесь рядом – романтизм, сентиментализм, реализм, авангард, и в этих разных стилях кураторы легко нашли общее. Женщины стремились к знаниям и творчеству: в одном из залов – рядом "Книгочейки" из XVIII века, одна из которых – императрица Екатерина II, и яркий женский образ нового времени – работа художницы-авангардистки Натальи Гончаровой.
"Где еще вы увидите одновременно императрицу и маленькую простую девочку, которая читает книги? И как по-новому смотрятся и одна, и другая, находясь по соседству. А отойдите еще чуть-чуть и посмотрите, как они смотрятся рядом с женщиной эпатажного начала XX века", – заметила куратор выставки Мария Санти.
Женщина может быть и прекрасной незнакомкой, как эта дама из XIX века, написанная неизвестным художником, и музой, как Ольга Книппер-Чехова на портрете Николая Ульянова, и конечно, кокеткой, как написанная художником Ричардом Бромптоном Александра Браницкая – племянница и любовница Григория Потемкина. В этом же зале – одновременно скромная и кокетливая "Кружевница" Тропинина. Музей Тропинина предоставил для этой выставки 45 работ.
"Нам было невероятно интересно поработать со временем. Соединить начало XIX века, а по сути Пушкинское время, русский романтизм соединить с русским авангардом", – заметила директор "Музея В. А. Тропинина и московских художников его времени Ольга Журавлева.
Женщина-мать здесь предстает и как лик с Владимирской иконы Божьей Матери, и как обыденный, но прекрасный образ с полотна "Мойдодыр" уже из XX века художника Геннадия Мызникова. Не обошлось и без деликатной темы – "возраст женщины". От юной девушки с портрета Константина Маковского, к расцвету женской красоты на полотне 33-го года Владимира Люшина.
И, конечно, зрелость – в образе помещицы XIX века кисти Федора Тулова. Женщин из разных эпох, оказывается, многое роднит. И сквозь века они продолжают вдохновлять своей красотой художников любых направлений и взглядов.
Подписывайтесь на страницы телеканала «Россия-Культура» в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.