Полный провал: Макрон – президент меньшинства
Во Франции подвели итоги парламентских выборов. У президента Макрона дела плохи. Его прежняя коалиция в Национальном собрании получила лишь 245 депутатских мандатов – меньше половины. Макрон теперь – президент меньшинства. К чему это может привести?
Закат эры макронизма и падение президента Юпитера с орбиты на Землю – примерно так можно описать итоги парламентских выборов во франции. Макрон потерял сразу 103 места, полный провал для президента и редкое явление для политической жизни страны, когда только что избранный глава государства лишается возможности проводить свои законы. Ему придется искать союзников на двух крайних флангах, среди тех, кого всю предвыборную кампанию он демонизировал и принижал.
Трое суток Макрон молчал и не появлялся на экранах, после чего выступил с обращением к нации: "Большинство руководителей, которых я принимал, исключали гипотезу правительства национального единства, которая к тому же, на мой взгляд, не оправдана и по сей день. Президентское большинство действительно относительно. Основная ответственность заключается в расширении либо за счет заключения коалиционного договора, либо за счет формирования большинства. Да, чтобы действовать в ваших интересах и в интересах нации, мы все должны научиться управлять и издавать законы по-другому. Мы должны действовать в соответствии с политическими движениями, составляющими новую ассамблею, искать новые компромиссы в диалоге, слушать и уважать чужое мнение".
Но вначале сразу три его министра, включая ответственную за здравоохранение, должны подать в отставку – они проиграли во втором туре. Снять с себя полномочия решила и только недавно назначенная премьер Элизабет Борн, но Макрон не отпустил. Метивший на ее кресло Жан-Люк Меланшон надежды не теряет. Со своим левым альянсом, в который вошли социалисты, коммунисты, экологи и непокоренная Франция, он собирается на первом же заседании вынести вотум недоверия главе правительства.
"Впредь реальность не может быть иной – власть слаба, Национальная ассамблея сильна в полном соответствии с законным выбором французов. Премьер-министр должна предстать перед Национальной ассамблеей, представить свой план действий и попросить доверия ассамблеи. Если она его не получит, то должна уйти в отставку", – считает Меланшон.
Получив 131 кресло, политическое объединение Меланшона смотрит на Макрона свысока и советует ему принять новую реальность, в которой правила игры и законы будут диктовать они, а не блок президента.
"Он практически бросает вызов разным парламентским группам, составляющим ассамблею, говоря, будете ли вы голосовать по моим законам, французы смотрят на то, будете ли вы ответственными или нет. Хочется сказать господину Макрону, что вы не поняли, что прошлая пятилетка закончилась и вместе с ней полное сосредоточение исполнительной власти в ваших руках. Это не политическим группам надо бросать этот вызов, чтобы узнать, будут ли они голосовать за законы Макрона, это Эммануэль Макрон и его относительное большинство должно нам ответить, если, например, мы на неделе предложим заморозить цены, будет ли он голосовать "за" или устроит парламентскую блокаду", – сказал Меланшон.
Впрочем, едва отгремели фанфары в стане левых, как левый альянс стал трещать по швам. Объединились партии для выборов, а дальше каждый хочет сам за себя. В таком случае главной монолитной оппозиционной франкцией в нижней палате становится "Национальное объединение" Марин Ле Пен. Для нее эти выборы – безусловный исторический успех. 89 кресел – это раз в 11 больше, чем было в прошлую пятилетку Макрона. "Национальное объединение" не только может теперь в одиночку кошмарить правительство вотумами недоверия, но и получит, вероятно, контроль над Комиссией по финансам, то есть будет надзирать за экономическими расходами и бюджетом страны.
"Национальное объединение", являющееся крупнейшей оппозиционной группой в Национальной ассамблее, имеет право только претендовать на пост председателя Финансовой комиссии вместе с одной из должностей вице-президента. Мы хотим работать над улучшением жизни французов и будущее наших детей. Поэтому, если какие-то из предложенных мер пойдут в правильном направлении, мы проголосуем за них, как мы делали это в последние 5 лет. Если они пойдут в неправильном направлении, мы внесем в них поправки. Если поправки не будут приняты, мы будем сопротивляться", – заявила Ле Пен.
Очевидно, что с большим скрипом будут скоро выделяться деньги на поддержку Украины и поставки туда вооружения. И правый, и левый фланг, на удивление, едины в том, что конфликт спровоцировало и подпитывает НАТО, что Франции не нужно в него вмешиваться, разрывая исторические связи с Россией, а из Объединенного командования Северо-Атлантического альянса неплохо бы уже выйти. Да и самим французским военным все меньше нравится идея с отправкой гаубиц "Сезар" в ущерб собственной безопасности. Тем более на фоне сообщений, что неповрежденные экземпляры уже в руках российских войск.
"Эммануэль Макрон ослабляет сухопутные войска, предлагая Украине современную технику. На изготовление пушки "Цезарь" уходит от 18 до 24 месяцев, а мы их делаем только 10 в год. Однако мы только что поставили в Украину 18 из них, то есть запас более чем на полтора года", – пишут французские СМИ.
А ведь впереди помимо парламентского еще и энергетический кризис, на который может наложится продовольственный. Инфляцию в сентябре обещают небывалую для Франции – почти 7%. Госдолг снова подрос до 114,5% против 97,6 от ВВП перед началом пандемии.
Макрон оставляет все внутренние проблемы дома и снова, как и до выборов, отправляется в зарубежное турне на саммиты в Брюссель, Баварию, дальше Мадрид. Обсуждать членство Украины, расширение НАТО и ЕС, в котором его позиции после поражения заметно ослабли. У него нет стабильной коалиции, как у канцлера Шольца, или двухпартийной поддержки, как у итальянского премьера Драги.
Впрочем, это вовсе не означает, что у Макрона не осталось пространства для маневра. Он может принимать законы в обход парламента, используя специальную статью в Конституции, но это чревато социальными волнениями. Другой вариант – пригрозить республиканцам и демократам центра и заставить их поддержать его реформы, к примеру, пенсионную. Потому как если работа нижней палаты будет парализована, то президенту останется лишь один выход – распустить парламент и объявить досрочные выборы.