"Грани XX века" – новая выставка в Московском музее современного искусства
Московский музей современного искусства представляет выставку "Грани XX века". Все экспонаты – из фондов Самарского художественного музея. В этом году он отмечает 125-летие. Анастасия Павлова – подробнее.
Родоначальники русского авангарда, основатели объединения художников "Бубновый валет" Аристарх Лентулов, Петр Кончаловский и другие известные авторы, хранились в фондах Самарского художественного музея долгие годы. Это – их редкий выход в свет.
"Коллекция Самарского музея прославлена на весь мир: больше 5000 произведений искусства. Самый знаменитый – это русский авангард, который мы показывали десять лет назад. Был ряд других выставок. И вот теперь показываются работы, можно сказать весь срез ХХ века", – рассказал исполнительный директор Московского музея современного искусства Василий Церетели.
О творчестве художников прошлого века рассказывают в хронологической последовательности, начиная с 20-х годов. Открывает экспозицию "Октябрьский натюрморт" Надежды Удальцовой. В эти годы главными героями картин становятся вождь пролетариата, красноармейцы и трудящиеся разных специальностей. Это – зал искусства военного времени. В 40-е Куйбышев стал запасной столицей, сюда
эвакуировали театры, музеи. Самарский художник Василиий Ефанов, вернувшись после учебы из Москвы, существенно повлиял на местных коллег. Это его работа "Хищники".
Алла Шахматова, директор Самарского художественного музея: "Мы сами наши же вещи видим другими глазами. Глазами наших гостей. Уже много гостей посетителей было в этих залах. Могу сказать, что директора даже федеральных музеев сегодня были. Они восхищались этой коллекцией нашего музея, потому что некоторые из вещей – это шедевры мирового уровня".
Во второй половине 50-х годов на картинах самарских художников начинает лидировать пейзаж. Появляется волжский берег, жигулёвское море, горы. К началу 50-х относится и творчество самарского художника Валентина Пурыгина. Один из мотивов его работ – черный тополь-осокорь, который растет в Самаре. Художник одушевляет природу, на освоение человеком пространства смотрит, как на великую драму. "И у него неслучайно потом на полотна выходит череда славянских богов. Русалки, появляются жар-птицы, лешие – та защита природы, которая встала на ее защиту", – пояснила куратор выставки Светлана Шатунова.
В период оттепели, в 60-е, появляются представители сурового стиля: они отражают настоящую жизнь, тяжелые будни рабочих. В их числе оказался и Гелий Коржев. В то же время расцветает неофициальное искусство. С начала 2000-х, музей стал пополняться работами современных авторов – Виноградова и Дубосарского, Звездочетова. А также самарских художников.
"Очень приятно было увидеть работы Нелли и Романа Коржовых. Поскольку в конце этого года, мы планируем у себя в 38-м зале сделать их выставку", – поделилась генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова.
129 работ – развернутая ретроспектива рассказывает обо всех характерных тенденциях развития отечественного искусства XX столетия.