В столице начал работу Новый театр
В столице начал работать Новый театр. Ещё один, хотя и без него театров немало в Москве, и точное число их определить сложно, кто только за это не брался. Если даже не учитывать многочисленные театральные компании, продюсерские центры, театральные лаборатории, мастерские, студии, театров наберётся не меньше сотни, и даже оригинальное название вряд ли поможет выделить Новый театр из общего ряда.
И не стал Эдуард Бояков, тратить на это свой креативный заряд, просто так и назвал – Новый театр . Можно было ожидать, что и для первой постановки будет выбрана новая драматургия. Ничего подобного. Спектакль "Лубянский гримёр" (Лубянка в двух шагах) сочинили на основе рассказа Николая Лескова, написанного сто сорок лет назад. Место действия – театр, да не просто старый –крепостной, подневольный. Этот неожиданный выбор отнесём на счёт того, что к нему располагало здание, освоенное Новым театром.
Здание Нового театра — московская усадьба в стиле рококо XVIII-XIX веков. Ее последним владельцем был общественный деятель Александр Чертков, открыл здесь библиотеку, на основе своей коллекции рукописей и редких книг, спустя годы она насчитывала почти 9 тысяч изданий.
"Здесь очень много истории нашей культуры, Я не буду продолжать этот список, потому что были все: Гоголь, Островский, практически все люди великие здесь работали", – заявил художественный руководитель "Нового театра" Эдуард Бояков.
А Наполеон по легенде провел в усадьбе две ночи и полюбил дом, который по удивительному стечению обстоятельств не пострадал при пожаре в 1812 году. С истории Москвы и усадьбы начинается первое представление "Нового театра", в основе которого – произведение Лескова "Тупейный художник".
"Тема та же, но кто знает известный рассказ Лескова, а это рассказ, то для них, конечно, будет неожиданностью, понять, куда делись наши герои, как их судьба складывается в финале пьесы, достаточно серьезная работа драматурга Алексея Зинзинова была", – рассказал режиссер, народный артист России Валентин Клементьев.
Интерьеры старинного особняка стали лучшей декорацией спектакля. Представлять ничего не нужно. Залы графского дома, в котором тот держит крепостной театр позапрошлого века, реальны. В каждом зале разворачивается свой сюжет. Первый – о любви художника и крепостной актрисы, второй – об истории зарождения русского театра. Никакой фальши, даже домашние курочки за плетнём настоящие.
Две тысячи квадратных метров особняка и 4 маршрута. Перед началом иммерсивного представления зрители выбирают один из них. Каждый маршрут – это не отдельный сценарий истории, а разный взгляд на нее.
"Рассказ Лескова говорит о насилии, о грязи об ужасах крепостного театра с одной сторон, а с другой стороны – о любви и о вере в искусство, которое все равно несут в себе крепостные. Спектакль об этом. С одной стороны, в театре есть насилие, есть грязь, интриги, много всего нехорошего, а с другой – невероятная романтика", – отметил художественный руководитель "Нового театра" Эдуард Бояков.
Все сюжеты артисты играют одновременно для всех групп зрителей, переходя из зала в зал.
"Мое кредо, персонажа "Лубянского гримера", мне нужно повторять несколько раз во всех локациях, получается. И во всех цветах, во всех маршрутах. И каждый раз это нужно делать предельно точно", – заявил актер Кирилл Клименко.
Кириллу Клименко, по его словам, помогает сохранить концентрацию между сценами короткая медитация. 20 человек труппы, которые помимо игры, успевают за 2 часа перевоплотиться в других персонажей, в спектакле их более 30.
Из красавицы – в старуху. Из крепостной актрисы – в дворянку. Дарья Дуженкова – исполнительница главной роли – возлюбленной талантливого гримера Аркадия, выпускница Щукинского училища, говорит, что привыкла играть властных героинь.
"Здесь вот эта чистая и нежная героиня, может быть это прозвучит слишком, но она действительно очень близка ко мне, от этого было очень сложно", – заявила актриса Дарья Дуженкова.
Финальная часть спектакля – общая для всех групп зрителей. С неожиданной развязкой драмы о "Лубянском гримере". А чтобы сложить сюжетный пазл истории по-новому, зрителю захочется прийти в театр еще раз.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.