Хорошо забытые старые: автолегенды возвращаются в виде электрокаров
Первое, что на слуху у русского автолюбителя, понятное дело – легендарный "Москвич". Правда, возродился он не по своей воле, а – нет худа без добра – в связи с уходом из России концерна Renault, на мощностях которого при китайской поддержке и собирается.
Но тем-не менее, первыми об "электроретро" задумались американцы. Еще в 2017-м GMC заявил о возвращении знаменитого Hummer, который уже в 2020-м запустился в двух электрических версиях. Причем, это уже второе возвращение брутального внедорожника после триумфального 1992 года. А вот "русский "Хаммер" так и остался мечтой.
За "Хаммером" подтянулся Ford и тоже во второй раз с 2007-го возродил свой знаменитый пикап Maverick. О целом семействе электрогрузовиков и пикапов было объявлено в 2021 году. Ford слегка опоздал и решил компенсировать это прикольной и экономной фишкой – все "Маверики" могут не только возвращать оставшуюся энергию в домашнюю электросеть, но и подзаряжать другие электромобили.
Почин с возвращением старых имен не мог не остаться без внимания конкурентов. Ведь у любой мало-мальски старой автофирмы в запасе есть масса легендарных брендов, ушедших в историю. Задача вернуть их в новом обличье, а заодно сэкономить, не тратясь на нейминг, показалась интересной многим. Итак, шестерка "старичков", которые заявили о решимости штурмовать мировой авторынок повторно.
Ford Thunderbird
Для начала закончим историю с "Фордом", который продолжает листать старые записные книжки с забытыми именами. Как выяснилось, концерну до сих пор не дает покоя старое соперничество с General Motors, который не прекращал выпуск своего Chevrolet Corvette с самого 1953 года, когда "Корветт" стал первым спортивным автомобилем, выпущенным в США. "Фордовики" подумали и вернули из небытия своего знаменитого "Буревестника" (англ. Thunderbird), выпускавшегося с также с середины ХХ века и до 1997 года. В 50-60-е он был прямым конкурентом "Корвета", но позже ушел в класс премиум. В начале XXI века Ford сделал еще одну попытку возродить Thunderbird в виде ретрородстера – но дело не пошло.
И вот третья попытка: "Буревестник" станет двухместным электромобилем класса GT (англ. Grand Tourer – "Большое путешествие" — высокоскоростные суперкомфортные купе - ред.) и продолжит конкурировать со старым соперником.
Renault 4
Не отстает от новых веяний и Европа, и лидер тут, конечно, законодательница мод – Франция. Раньше его звали "простым, как джинсы", а сегодня зовут "дедушкой "Логана". Знаменитый бюджетный неприхотливый народный Renault 4 дебютировал в 1961 году и выпускался вплоть до 1994 года, завоевав любовь в ста странах мира. Любовь решили зажечь заново в октябре 2022 года на Парижском автосалоне, показав концептуальный электрокроссовер Renault 4Ever Trophy с ретрофарами и узнаваемыми очертаниями кузова.
Французы любят даты, поэтому событие приурочили 25-летию ралли 4L Trophy, а в 2023 году концепт-кар обновили в честь Открытого чемпионата Франции по теннису Roland Garros, который стартовал сегодня, 28 мая. Премьера серийного электромобиля состоится в 2024 году, и понятно, что ее посвятят 30-летию со дня окончания производства "Рено катр", а в продажу "четверка" поступит, как обещают, в 2025-м. Вскоре появится и коммерческая модель по мотивам сыгравшего чуть ли не во всех французских фильмах 60-70-х "фургончика" – Renault 4 Fourgonnette.
Mitsubishi Colt
Ясней ясного, что японцы не могли остаться в стороне от мирового тренда. И в первых рядах старейшая (основана в 1875 году) фирма Mitsubishi. Говорят, что ее знаменитый субкомпакт Colt, выпускавшийся с 1962 по 2012 годы, был назван так в честь американского револьвера — такой же надежный и безотказный. Золотым годом "Кольта" стал 2006-й, когда только в Европе было куплено более 70 тысяч машин.
Успех решено повторить спустя 60 лет после первого запуска Colt – в 2022 году флагман японского автомобилестроения заявил, что выпустил обновленный гибридный хэтчбек, который поступит в продажу уже осенью 2023 года. Такая прыть объясняется довольно просто – новый Colt "стоит" на платформе французского Renault Clio, который, кстати, тоже будет гибридным. Народный "Револьвер" останется привычно пятидверным и его оснастят гибридной силовой установкой E-Tech, которая выдает 140 л\c.
Nissan Silvia
Оспаривающий свою автомобильную древность у "Мицубиси" концерн "Ниссан" тоже имеет свою историческую марку, которая выпускалась почти 40 лет и пользовалась неизменным спросом. Правда "народным" этот автомобиль никак не назовешь. Впервые появившееся на Токийском автосалоне в 1965 году спортивное купе Nissan Silvia имело вполне аристократическое происхождение – его собирали вручную, а дизайнером стал сам граф Альбрехт фон Герц, спроектировавший легендарные GT BMW 503 и родстер BMW 507. К 2002 году, когда прекратилось производство "Славок" (лат. Sylvia – род птиц славок) их насчитывалось целых семь поколений.
Как считают в Nissan Design Europe, где и родилась идея к 2025 году выпустить восьмое поколение, возрожденная легенда, переведенная на электротягу, покорит весь мир. Судя по рендерам, будущий электрический Nissan Silvia будет осовремененной имитацией самой первой – "аристократической" – версии спорткупе, которой в прежние времена было собрано всего 550 штук.
Honda Prelude и NSX (Acura)
Конкуренты "Сильвии" не дремлют – Honda Prelud, которая вступила в борьбу только в 1978 году и сошла с татами в 2001, опять вступает в схватку. Ее называли "японской Ferrari" – за "веки" (фары, закрывающиеся специальными заслонками) и маленькую по сравнению с кузовом кабину. И вот она возвращается, правда, с громадным по нынешним временам отставанием – компания заявила, что электрокупе с легендарным названием выйдет в свет лишь в 2028 году. И это будет не массовая модель.
Конечно, не станет массовой и вторая легенда от "Хонды" – спортивное купе Honda NSX (известная также как Acura), информация о возрождении которой уже появилась. Первая модификация выпускалась всего 15 лет – с 1990 по 2005 год, но прогремела на весь мир. Аcura и до сих пор выглядит гостьей из будущего, и неудивительно – при ее разработке использовалось множество уникальных на то время решений. У нее почти всё – впервые в мире. Например, кузов и шасси из алюминия. Или – полностью электронный усилитель руля и электропедаль газа. Или – платиновые свечи зажигания. Или – полностью плоское днище. Или – титановые шатуны V-образного двигателя, позволяющие раскрутиться до недосягаемых для тогдашних атмосферников 8 000 оборотов в минуту!
И вот теперь все это великолепие решено повторить в электрическом и электронном виде. Смелый шаг "хондовцев", учитывая, что часть (из 350 штук) второй модификации легенды – Acura NSX Type S – которая выпускалась с 2016 по 2022 годы, не распродана до сих пор! Об электрической NSX известно лишь, что у нее будут твердотельные батареи и полный привод. В любом случае, появится она не раньше 2026 года, когда доделают платформу Honda e:Architecture для электромобилей.
Toyota Celica
И наконец, об отстающих. Как ни странно, замыкает шестерку ретролюбов концерн Toyota, чья Corolla в течение многих лет является самым популярным (и, кстати, мало угоняемым в России) автомобилем в мире. Но речь пойдет не о ней, а о культовой Toyota Celica, выпускавшейся с 1970 по 2006-й.
При появлении на свет машинку сразу же окрестили "маленьким мустангом" – из-за утопленных в решетку радиатора фар, как у родоначальника класса пони-каров знаменитого Ford Mustang. "Селика" действительно позиционировалась как "спорткар для всех" и за 36 лет и 7 поколений перебывала во множестве автомобильных ипостасей – она была и передне-, и полноприводной, и устаревшим хардтопом, и родстером, и кабриолетом, и хэтчбэком, и лифтбэком... А к началу тысячелетия этот спорткар, казалось бы, предназначенный для лихих гонок и крутых виражей, стал... самым надежным автомобилем мира.
Видимо, все эти качества автомобиля и привлекли Кодзи Сато, который 1 апреля 2023 года сменил внука основателя компании Акидо Тойоду на посту президента. Известно, что до последнего времени Toyota придерживалась консервативных тенденций, утверждая, что гибриды являются лучшим решением экологических проблем, чем электромобили. Но реальность мирового автопрома, где "электрички" – это приоритет приоритетов, все расставила по местам. Новый руководитель заявил о форсированном входе на рынок е-мобилей, анонсировав аж сразу 30 моделей электрокаров. Но при этом Toyota все равно бы отставала от конкурентов – ведь все модели, включая сногсшибательный Lexus Electrified, запланировано выпустить к... 2030-му году!
Видимо поэтому в мае 2023 года Сато неожиданно заявил, что концерн намерен срочно возродить самый массовый спорткар – "скромную" Toyota Celica – в электроварианте. О сроках и технических характеристиках, конечно, пока ничего не известно. Но, учитывая катастрофическую необходимость "Тойоты" заняться электрокарами, информация появится очень скоро.
И также очень скоро появятся новости о возрождении других старых брендов. Например, все тот же неугомонный Ford уже заявил, что возможно возобновление производства знаменитой Model A. Образца 1903 года!
Так что, вполне возможно, на дорогах опять появятся итальянская Isotta Fraschini и французская Lorraine-Dietrich, британский Austin и американский Pontiac, шведский SAAB и немецкий Нorch, а может быть и наш отечественный "Руссо-Балт"...