6 марта 2024, 11:40 6 марта 2024, 12:40 6 марта 2024, 13:40 6 марта 2024, 14:40 6 марта 2024, 15:40 6 марта 2024, 16:40 6 марта 2024, 17:40 6 марта 2024, 18:40 6 марта 2024, 19:40 6 марта 2024, 20:40 6 марта 2024, 21:40

Как готовят к реставрации картину "Последний день Помпеи"?

  • Как готовят к реставрации картину "Последний день Помпеи"?
  • Картинка
    "Последний день Помпеи": в Русском музее приступили к реставрации полотна Карла Брюллова
  • Как готовят к реставрации картину "Последний день Помпеи"?
Всю работу над картиной специалисты будут вести в "открытом" формате – таким образом все этапы реставрации будут доступны посетителям музея.

Исследование картины Карла Брюллова "Последний день Помпеи" завершили в Русском музее. Сейчас полотно готовится к реставрации. Она пройдет при поддержке компании "Газпром" и продлится до октября. Всю работу над картиной специалисты будут вести в "открытом" формате – таким образом все этапы реставрации будут доступны посетителям музея. О том, какие открытия уже удалось сделать, расскажет Екатерина Грициенко.

Море огненной лавы и океан человеческих страданий. В час, когда рушится мир, когда под саваном пепла вот-вот окажутся тысячи людей, и тогда торжествуют красота и величие духа. Женщина прижимает к себе дочерей. Жених подхватывает невесту в цветочном венке, златокудрый ребенок тянет руки к телу матери. Неодолимый ужас этого момента переживает и сам художник – он оставил на холсте автопортрет. "Вокруг наступила ночь, непохожая на безлунную или облачную" – так описывал гибель Помпеи Плиний младший, участник страшных событий. На картине он изображен юношей, умоляющим мать подняться и бежать от стихии. Это движение во всем: в огне, воздухе, складках одежды. Динамика нарастала по мере работы над картиной. Ученым удалось проникнуть сквозь слои красок и проследить ход мысли художника. Первоначально здания стояли практически прямо, более статичными были и люди. Девушка крепко держала вазу, что хуже передавало момент падения, а мальчик сжимал плащ отца. "Почему-то автор посчитал, что это недостаточно удачный вариант. Разжал у него кулачок, получились пальчики растопыренные. Это то, что мы видим. Он больше обнимает мать и отпускает отца", – прокомментировал заведующий отделом технологических исследований Русского музея Сергей Сирро.

"Последний день Помпеи" Карл Брюллов написал в Италии, побывав на раскопках древнего города. В 1833 году картину с триумфом выставили в Милане. Брюллову аплодировали прохожие на улицах. На границе итальянских княжеств не требовали паспорт, все знали художника в лицо. Когда полотно привезли в Россию, Николай I захотел лично познакомиться с автором. Картина была сенсацией во всем мире. "Она очень много путешествовала в первую очередь по Европе, она исколесила Европу, поэтому в этом смысле ее износ быстрее нарастал", – отметила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.

Это сейчас технологии позволяют демонтировать даже такую монументальную картину без повреждений и утрат. Для реставрации ее на тросах сняли со стены, отсоединили от рамы и накрутили на гигантский вал. Так доставили в зал-мастерскую. В XIX веке каждое перемещение наносило шедевру настоящие раны. Вот одна из них. Порез лечили слоями грунтовки. Скоро реставраторы освободят от них руку бесстрашного священника. "У нас останется такая тоненькая-тоненькая полосочка прорыва, под всеми поздними напластованиями у нас откроется авторская живопись: авторская кисть, костяшки, разделки рук", – рассказал заведующий отделом реставрации масляной живописи Русского музея Марат Дашкин.

Карл Брюллов очень технологично подходил к созданию полотна. Он следил за обработкой каждого красочного слоя, потому картина дошла до нас в хорошем состоянии. Сохранность рамы обеспечила технология сборки. Основа из деревянных брусков – это надежнее, чем монолит. Декор из клей-меловой мастики, хоть и выглядит как резьба по дереву. Был ли Брюллов автором этого золоченого шедевра доподлинно неизвестно. "Есть гипотеза о том, что рама выполнена по эскизам отца художника. 6 лет художник работал над произведением, возможно, он мог консультироваться с отцом, который мог даже приезжать в Италию", – пояснила заведующая отделом реставрации золочёной резьбы Русского музея Ирина Веснина.

После реставрации полотно представят на масштабной выставке работ Карла Брюллова. Она пройдет в честь 225-летия со дня рождения художника. Уже сейчас специалисты интригуют. Обещают освободить картину от нескольких слоев лака и убрать желтоватый оттенок. Тогда "Последний день Помпеи" предстанет в новом свете.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация