Компания Boeing валится в плоский штопор
Только за неделю у одного из них загорелся двигатель в небе над Техасом, другой вылетел со взлётной полосы в Хьюстоне, а у третьего отвалилось шасси над Сан-Франциско. Федеральная проверка подытожила: за последний месяц компания из Сиэтла провалила почти половину тестов на безопасность. До сегодняшнего дня обходилось без жертв. Первой стал не пассажир.
Смерть скромного пенсионера, что занимал пост инженера по контролю качестве в компании, где таких инженеров тысячи, вряд ли бы привлекла внимание всего авиационного мира. Но Джон Барнетт из Boeing давно был для этого мира тем, кто говорит неудобную правду.
Барнетта нашли на парковке отеля в машине с огнестрельной раной. Полиция намекает на самоубийство, но как-то все слишком вовремя. В субботу в Чарльстоне, где расположен завод по производству "Дримлайнеров", бывший инженер по качеству должен был продолжить давать показания о том, что качеством у Boeing и не пахнет. Все началось с появления на гражданском производстве команды, ранее отвечавшей за оборонные заказы. Новая метла стала заметать мусор по углам.
"Меня беспокоит состояние самолета в целом. Еще в 2012 году компания Boeing начала отказываться от инспекционных проверок. Механики сами отвечали за свою работу. Работы не выполняются должным образом, проверки и проблемы игнорируются", – говорил Барнетт на суде.
Барнетт ушел из Boeing, а теперь и из жизни, но его предостережения оказались пророческими. Понижение качества, как это всегда бывает в авиации, привело к падению безопасности.
По меньшей мере 50 человек пострадали после инцидента на борту Boeing, летевшего из Сиднея в Окленд. "Дримлайнер", летевший рейсом LA 800, буквально провалился в воздухе. Тех, кто был не пристегнут, подбросило и ударило о потолок. На летном поле самолет встречали десятки скорых.
Что конкретно спровоцировало инцидент, пока не ясно, но тут уже подмоченная репутация Boeing тянет его камнем к земле. О проблеме с качеством "Дримлайнера" на том самом заводе в Чарльстоне писали и снимали еще десять лет назад. Даже до того, как Барнетт начал разоблачать начальство.
Признания на скрытую камеру – 15 случайно опрошенных сотрудников сказали, что они не будут летать на "Дримлайнерах".
Теперь "боингофобия" – впору говорить и о такой – распространилась и на обычных пассажиров. В США появились ресурсы, где, подбирая рейс, можно выбрать так, чтобы только не на Boeing. Только за одну неделю у одного Boeing 737-900 загорелся двигатель в небе над Техасом.
А у 777-го авиакомпании United при взлете из Сан-Франциско отвалилась покрышка шасси. Рухнула на парковку, чудом никого не зацепив. В Хьюстоне еще один Boeing во время приземления съехал со взлетной полосы.
В Хьюстоне был не просто Boeing, а 737 МAX – самое проблемное дитя линейки. Едва появившись на свет, МАX убил 346 человек в катастрофах, что произошли в Индонезии и Эфиопии. Причина – очередной компромисс. Чтобы не делать новый самолет, американские инженеры пытались догнать Airbus, подставив своему самолету электронный костыль – систему МКАС, которая самостоятельно меняет угол атаки.
Со временем "Максы" в небо вернулись, однако в начале января этого года у самолета авиакомпании "Аляска", летевшего из Портленда, на высоте 5 километров вырвало заглушку аварийного выхода. В отверстие чуть не вытащило мать с ребенком.
Статистика у "Спирит Аэросистемс", где выпускают те фюзеляжи, от которых прямо в полете отлетают запчасти – еще хуже. В ходе проверок выяснилось, что сотрудники Spirit для проверки герметичности двери самолета использовали гостиничную ключ-карту, а в качестве смазки при установке дверного уплотнителя — бытовое жидкое мыло. Но чему удивляться, если в пандемию Boeing уволил 28 000 человек. Людей с опытом больше шести лет на заводе в Сиэтле и том же Чарльстоне – не больше 25%.
Два источника, знакомых с работой специалистов по контролю качества в Boeing, сообщили: уровень контроля упал в последние годы из-за увольнения многих опытных инспекторов во время пандемии. В Boeing заявили, что взяли на работу новых инспекторов после пандемии. Но многие из них были без опыта. Качество работы оценивали механики, которые сами только устроились в компанию.
За что боролись. Качество ведь растеряли как раз в гонке за прибылью. Зачем слушать скучных инженеров, когда вокруг бодрые финансисты?
"Никто не хочет, зайдя на борт, услышать: "Здравствуйте, говорит капитан корабля. У нас есть некоторые технические проблемы, но наша команда по развитию заверила нас в том, что акции все еще хорошо торгуются. Так что давайте поднимем эту железную штуку, заполненную вами и вашими любимыми людьми, в небо", – грустно шутит Джон Оливер, ведущий HBO.
В общем, похоже на плоский штопор. Что бы ни предпринимал экипаж, то есть руководство корпорации, а самолет, то есть весь Boeing, продолжает падать.
Дошло до того, что крупные авиакомпании – Emirates или Ryanair, раньше доверявшие американцам по умолчанию, стали направлять на заводы своих инженеров для перепроверки. Текучка кадров тем временем продолжается. Падают прибыли, падают зарплаты. Стартовая на Boeing в Сиэтле, к примеру, такая же, как у курьера в службе по доставке еды.