14 июня 2024, 15:50 14 июня 2024, 16:50 14 июня 2024, 17:50 14 июня 2024, 18:50 14 июня 2024, 19:50 14 июня 2024, 20:50 14 июня 2024, 21:50 14 июня 2024, 22:50 14 июня 2024, 23:50 15 июня 2024, 00:50 15 июня 2024, 01:50

Отреставрированные парадные портреты Петра I и Екатерины I показали в Эрмитаже

  • Отреставрированные парадные портреты Петра I и Екатерины I показали в Эрмитаже
Царская чета позировала художнику в 1717-ом во время путешествия по Европе.

В Эрмитаже представили отреставрированные парадные портреты Петра I и Екатерины I кисти Жана-Марка Натье. Царская чета позировала французскому художнику по время путешествия по Европе. О восстановленных живописных образах расскажет Виктория Галчинская.

Светская дама с гордой осанкой и решительным взглядом. Так Екатерину I изобразил французский художник Жан-Марк Натье. Рядом в переливающихся доспехах на поле битвы – триумфатор Петр I. Парадные портреты в лучших традициях французского придворного искусства. "Изображали французского короля, полководцев. Для Петра, это создание образа в европейской парадной традиции, он старался ввести европейскую традицию в России", – рассказала хранитель фонда живописи XVIII века отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа Наталья Бахарева.

Царская чета позировала художнику в 1717-ом во время путешествия по Европе. Портрет первого русского императора мастер написал в Париже, а его супруги – в Гааге. "Выставка очень важная для Эрмитажа. Мы представляем два портрета Петра и Екатерины, выполненные Жан-Марком Натье. Французским придворным художником, которому поручили великую честь. Он выполнил, правда, ехать в Петербург отказался", – отметил генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. В Арапском зале Зимнего дворца парадные портреты – в первозданном виде. Какими видел их сам Петр I. Во время реставраций XVIII и XIX веков художники значительно исказили авторскую живопись, свой отпечаток оставило и время. Два года специалисты Эрмитажа восстанавливали первоначальный облик картин. Бережно удаляли слои пожелтевшего лака и красок, восполняли утраты и повреждения.

"На изображении волос, руки, по нижнему краю, на небе. Если вернуться немного назад, то видно, насколько записан участок с изображением дыма. Это многочисленные реставрационные дополнения, вмешательства", – прокомментировал художник лаборатории научной реставрации станковой живописи Государственного Эрмитажа Сергей Богданов. Удалось развеять реставраторам Эрмитажа и сомнения исследователей. Долгое время не утихали споры, действительно ли кисти Натье принадлежит это полотно с изображением императора. Его подпись есть только на портрете Екатерины II. А портрет Петра с автографом художника представлен в Мюнхенской резиденции.

Во время реставрации специалисты сравнили технику нанесения красок и их состав на обоих полотнах. Пришли к выводу, что оригинал портрета Петра повторил сам Натье. Тоже в 1717-ом, в Париже. Например, на обоих портретах специалисты нашли берлинскую лазурь. Очень ценный и крайне редкий пигмент для начала XVIII века. Все еще остается загадкой, кто и когда привез в Российскую Империю самые известные изображения царской четы.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация