До и после Дюрера: Эрмитаж показывает немецкую гравюру XV – XVI веков
Новая выставка в Эрмитаже открыта в полутемных залах – потому что такие экспонаты требуют особенно бережного обращения. "Эпоха Дюрера" – собрала графику немецкой школы XV – XVI веков, воплощение духа Северного Возрождения. Юлия Струкова – подробнее.
Имена мастеров гравюры XV века зачастую неизвестны – до нас дошли в основном их инициалы. Например, мастер Е.С. – один из самых талантливых художников своего времени. Сохранился редкий отпечаток его авторства – гравюра "Гербовая дама". Это – настоящая игральная карта. А вот Мартин Шонгауэр вписал в историю не только свое имя, но и прозвище "Мартин Красивый". Его он получил не за миловидность лица, а за красоту живописных произведений. Сам Дюрер долгое время использовал приемы Шонгауэра. Который первым в своих работах поднял святого Антония в воздух. Тот парит в небесах, окруженный демонами. "Здесь удивительны эти демоны, которые окружают святого, потому что они абсолютно фантастичны, но составлены из каких-то совершенно реальных частей животных. Здесь крылья, чешуя, хвосты и перепонки, все это образует вот такое невероятное действие", – рассказывает куратор выставки Светлана Мурашкина.
Знакомит выставка и с творчеством последователей Дюрера. К середине XVI века в Германии, как и в других странах, на смену Ренессансу пришел маньеризм. Гравюры в этом стиле отличают богатство орнамента, динамичность композиций. Мельхиор Лорк много путешествовал по миру, пять лет прожил в Турции. Именно из этой поездки – его рисунки, представленные в экспозиции. "Повар-янычар", "Три женщины из Аравии", "Турецкая кузница". Своеобразная энциклопедия восточной жизни. Некоторые произведения автора даже предвосхищают фантазии сюрреалистов. "Гравюра с кротом тоже необычная, где основную часть композиции занимает крот. На заднем плане фантазийный пейзаж. Сюжеты у него совершенно забавные", – отметила куратор выставки Наталья Сэпман. Представлены в экспозиции и работы самого Альбрехта Дюрера. Он овладел всеми графическими техниками, искал новые темы, не боялся экспериментов и первым поднял гравюру до уровня высокого искусства.