5 сентября 2024, 18:35 5 сентября 2024, 19:35 5 сентября 2024, 20:35 5 сентября 2024, 21:35 5 сентября 2024, 22:35 5 сентября 2024, 23:35 6 сентября 2024, 00:35 6 сентября 2024, 01:35 6 сентября 2024, 02:35 6 сентября 2024, 03:35 6 сентября 2024, 04:35

Культура Кенозерья – клад для исследователей фольклора

  • Картинка
  • Культура Кенозерья – клад для исследователей фольклора
  • Картинка
    Культура Кенозерья – клад для исследователей фольклора
  • Культура Кенозерья – клад для исследователей фольклора
Открыли его в 60-х годах XIX века. Девиз Кенозерского национального парка – "Верность старине и вера в чудесное!".

Культура Кенозерья – клад для исследователей фольклора. Открыли его в 60-х годах XIX века. Современные этнографы, которые бывают на Русском Севере, отмечают, что местная былинная традиция угасает. Повсюду – но только не в кенозерских деревнях, где даже храмы ставили как крепостные башни – на границе между мирами человеческим и сказочным. Ксения Луженкова продолжит.

Почозерский благовест долетал до десятков окрестных деревень. Трёхчастный ансамбль – летний шатровый храм-восьмерик с городчатой главкой, зимний храм с крышей-бочкой и звонница-шестерик – стоял на водно-волоковом пути. Погост от слова "гостить" был пристанищем для новгородских купцов. Массивная ограда с внутренней части – цепь торговых рядов. В Медовый Спас здесь проходили ярмарки. Закрытое гульбище местные называют "нищевиком". Здесь ночевали бродячие сказители. На народных гуляньях они рассказывали об Илье Муромце или об Алисафии, которую спас от змея Егорий Храбрый. "И приехал Егорий на белом коне и когда вылез змей из моря, сказал, что "О, я одну голову хотел найти, а нашел три головы: одна голова да Алисафии, друга голова да лошадиная, а третья голова да Егория Храброго. Но Егорий Храбрый не дал змею на пожирание никого отдать, он его полонил", – прокомментировала методист отдела экологического просвещения ФГБУ "Национальный парк "Кенозерский" Елизавета Нечаева-Аникиева.

Основой былины стал сюжет из жития великомученика Георгия Победоносца. В кенозерском фольклоре тесно переплетаются христианская и языческая культуры. В Олонецкой губернии устное творчество передавалось из поколения в поколение. Удалось сохранить старины, которые были утеряны в соседних регионах. Особенность кенозерского культурного ландшафта – деревянные избы – мир в миниатюре, где есть помещения и для людей, и для скота. Традиционные дома состоят из двух частей: летней избы и зимней. Зимовку строили поменьше размером, чтобы сохранять тепло в морозные зимы. На Русском Севере дома строили с небольшими окнами, чтобы в избы не проникал холод. На наличниках и кровле изображали солярные знаки. Местные крестьяне верили, что резной орнамент на фасаде – это оберег от внешних угроз. Защищались от зубастой Костромухи со сковородой в руке она жарила непослушных детей. Опасались Буки, что живёт в темноте за печкой. А если перевозили гроб через озеро, брали с собой топор. Пригрозить покойнику. "Озерушко калюшкой шумит, а выехали, как на нашу там сторону, на свинозёрскую, так озеро там дыбом застывало, волны большие стали, да а дерюга-то спокойненько слетела. А мужики-то глядят, покойник от на них ухмыляется", – рассказала писательница Ирина Нечаева.

Во многих избах в неприметном уголке лежит тряпичная кукла из семи разноцветных лоскутков. Это Северная Берегиня. Молодые мастерицы учатся делать такие Обереги у бабушек. "Куколки, которые являются оберегами, являются безликими. Потому что считалось, что если у неё появится лицо, то есть если ей нарисовать или вышить, то тогда в нее может вселиться злой дух", – поделилась мастерица народных промыслов и ремёсел Ирина Аникиева. В многообразии сказочных поверий, примет рождается неповторимый колорит. Девиз Кенозерского национального парка – "Верность старине и вера в чудесное!".

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация