В Новгородском музее-заповеднике работает выставка "По любви и под присягой"
Берестяные грамоты, венечные памяти, свидетельства о браке, выданные ЗАГСом – все это суть одно: свидетельства о заключении брака, только в каждом веке был на то свой документ. Выставка, объединившая в одном небольшом зале эти документальные свидетельства разных веков и эпох, рассказывает нам, как наши предки заключали семейный союз, и как его регламентировало общество. Кстати, и название у экспозиции подходящее: "По любви и под присягой". Поводов к ее открытию несколько. Завершается год, который был объявлен Президентом России Годом Семьи. А на 300 лет раньше Петр Первый издал Указ, который запрещал родителям и опекунам отдавать под венец своих детей против их воли. Вот и решили в музее проследить, как менялся порядок вступления в брак на Руси, подобрав яркие тому иллюстрации. Среди них, например, берестяная грамота, в которой девушка, жившая в 12-ом веке, рассказывает о выдаче ее замуж. Или вот Кормчья книга: по сути дела, свод церковных канонов и текстов юридического характера, в числе которых и правила вступления в брак. В отличие от Европы она строго запрещала заключать семейный союз не только кровным родственникам вплоть до 7-го колена, но даже духовным,– то есть, крестным родителям. Есть тут документы и об имуществе невесты.
Кстати, в случае развода, что было в те времена, когда брак освящался церковью, большой редкостью, или в случае смерти жены, приданое возвращалось ее семье. Причем, правило действовало для всех сословий. Кстати, если уж о них зашла речь, то стоит сказать и о некоторых различиях. Только в родовитых семьях была традиция составлять генеалогические древа. Сейчас времена иные, и, посмотрев вот на этот экспонат, где мы видим все ветви русской царской семьи, мы можем смело брать с этого пример в копилку своих семейных ценностей.
Так что, посетив выставку, смело берите большой лист бумаги и наносите на него имена всех своих предков, кого вспомните. А ваши дети и внуки, возможно, захотят продолжить начатую вами семейную традицию, добавив к тонкому стволу раскидистые ветви.
Лилия Кудряшова