РАХ представляет ретроспективную выставку Даниэля Митлянского
Ретроспективную выставку Даниэля Митлянского представляет Российская академия художеств. "Жизнь настолько интересна, что попытаться ее задержать хоть чуточку в своих произведениях – уже великое счастье", – говорил скульптор. С творчеством мастера пластического языка – познакомился Евгений Краков.
Даниэль Митлянский за свою творческую биографию попробовал себя во многих направлениях скульптуры. Он украшал фасады зданий и создавал монументы, но все же многие его работы были глубоко личными, в основном портреты. Раньше большая их часть не добиралась до музейных экспозиций. За свою карьеру он не только создал много произведений, но и воспитал целую плеяду художников.
Андрей Балашов, народный художник России: "Вообще мастер был потрясающий, удивительный. Я был знаком с ним с 76 года, работал в качестве помощника".
Митлянский родился в 1924 году. Лепить, придавать материалу художественную форму он начал в раннем детстве, и уже тогда оказался в скульптуре настолько хорош, что прослыл вундеркиндом. Его учителями были Томский, Шульц, Малахин, Домогацкий и Лебедева. Именно последняя внушила ему определяющую идею: нет скульптуры без натуры.
"В то время была очень хорошая традиция, которая сейчас тоже возрождается в известной степени – если ребенок что-то умеет, то к нему приставляют наставников ", – рассказал художник, сын Д.Ю. Митлянского Максим Митлянский.
Как и многие в своем поколении, Митлянский прошел войну, и эта тема стала краеугольным камнем всего его творчества. Он вспоминал: "Я поклялся себе, что о войне буду говорить всегда". Вершина этой темы в творчестве – композиция "Реквием. Моим одноклассникам" 1967 года. Этот монумент с изображением тех, кто погиб, и с кем он еще вчера делил школьную скамью, сейчас украшает стену московской сто десятой школы.
Андрей Золотов, вице-президент Российской академии художеств: "Митлянский в этих работах запечатлел людей, к которым относился очень по-доброму. Но он их запечатлел крупно – он проявил их внутренний масштаб".
И все же уникальный стиль Митлянского выковался позже. Он объездил полмира, и отовсюду привозил идеи для будущих работ. Так, например, родился цикл "Моя сладкая Европа", многое из которого представлено в экспозиции. Несмотря на простоту форм, здесь угадывается национальный характер героев. Например, испанец – не просто человек – конкистадор. Принцип ярких типажей работает и в его цикле "Вы – соль земли", где скульптор увековечил в керамике своих друзей – деятелей искусства. Среди них – и режиссер-мультипликатор Юрий Норштейн, создатель "Ёжика в тумане" – они познакомились в 76 году, на закрытом показе "Союзмультфильма".
"Я тогда увидел человека, который абсолютно не зависим ни от каких мнений, для него нет в этом смысле авторитетов. Он тогда вышел и сказал: "О чем мы говорим? Здесь есть только один фильм, о котором мы должны говорить". Этот фильм был "Ёжик в тумане", – поделился художник-мультипликатор, народный артист России Юрий Норштейн.
В последние годы Митлянский все чаще обращался к "вечным" темам. Именно поэтому в начале нулевых он стал создавать произведения на библейские сюжеты. Исход, ветхозаветные цари, первые дни творения. В творческом порыве он забывал обо всем, максимально концентрировался на своём материале. И до последних дней был объят страстью к своему делу.