"Защита Лужина" – премьера в Малом театре
"Защита Лужина" – премьера в Малом театре. Режиссёр Владимир Данай стремился максимально сохранить то, что было заложено самим Набоковым. При этом, он вывел из тени одного из персонажей, которому писатель даже не дал имени. Как удалось показать на сцене сложность и нелинейность набоковского текста, увидела Милана Нисимова.
И у режиссера Владимира Даная, и у писателя Владимира Набокова в Малом театре дебют – шахматный. Роман "Защита Лужина" до этого никогда не ставили: текст многоуровневый и сложный.
"Долго подбирался, с чего начать. В общем-то, даже начинал, то с одного, то с другого, то с третьего, то с пятого, то с десятого. Но потом какими-то пробами я вышел на то, что получилось в спектакле, и с чего мы начинаем", – рассказывает режиссер-постановщик, автор инсценировки Владимир Данай.
А начали со встречи Лужина и его будущей жены. У Набокова она – тень мужа, даже не имеет имени. Но в спектакле героиню выводят на первый план.
"Мы начали копать глубже – что за ней стоит. То есть, если монологи Лужина прописаны, то её внутренние мысли нужно очень сильно вычленять, искать, даже, может быть, среди фраз Лужина. Это очень кропотливая работа, которую мы провели", – делится мнением актриса Елизавета Долбникова.
Еще одна сложность романа для постановки – монтажность. Сцены в разных местах быстро сменяют друг друга. Создатели спектакля старались сохранить эту внутреннюю динамику.
"Необходимо было придумать такой метод, который позволит нам молниеносные смены делать. И мы остановились как раз на таком монтажном окне, которое на протяжении спектакля перекрывается – то створкой с окошками, то сплошной стеной", – говорит художник-постановщик Стефания Филатова.
Сценическое пространство условно, и это усиливает ощущение призрачности происходящего. Напольное покрытие сцены – преломлённое сознание Лужина. Он будто сам часть шахматной игры. Лужин постепенно теряет себя в игре. Сцены в спектакле смонтированы так, что это можно проследить. Сознание героя травмировано.
"Он видит мир совершенно по-другому, и я делал наблюдения за психически нездоровыми людьми. То есть, я не говорю, что Лужин психбольной, но какие-то элементы... Я ходил в психиатрическую больницу специально, чтобы увидеть, как вообще существуют эти люди", – признается актёр Михаил Зубарев.
Жизнь пытается разыграть с Лужиным какую-то шахматную комбинацию, от которой он не может защититься. Не разобравшись, что это – шах или мат, – Лужин жертвует главной фигурой в этой партии – собой.