Сочинения Ипполитова-Иванова – в Большом зале московской консерватории
Малоизвестные сочинения Ипполитова-Иванова прозвучали в Большом зале московской консерватории. Сегодня Михаила Михайловича чаще вспоминают как просветителя – он и принципы современного музыкального образования сформулировал, и фольклор собирал, и баховские "Страсти по Матфею" в России впервые по его инициативе сыграли. На первом концерте проекта по возвращению наследия композитора была Лидия Алешина.
"Что может быть лучше музыки, которая одна может доставить столько необъяснимо хороших минут, за которые отдал бы всё" – из письма Ипполитова-Иванова своей будущей супруге оперной певице Варваре Зарудной. Валерий Ворона для концерта выбрал сочинение "Мелодия." Ректор института имени Ипполитова-Иванова допускает: пьеса для скрипки и камерного оркестра могла исполняться в музыкальных вузах, но на большой сцене это сочинение не звучало.
"Его трудно играть. В плане письма он очень изобретательный, креативный, при этом музыка очень легко воспринимается", – отметил ректор Государственного музыкально-педагогического института им. Ипполитова-Иванова, худрук проекта Валерий Ворона.
Симфония номер 1. На премьере в 1908 году за дирижерским пультом был сам автор. Позднее Ипполитов – Иванов напишет: "Вышла она довольно удачной и получила одобрение Танеева... не будучи сторонником сложных контрапунктических хитросплетений, я написал ее в стиле симфоний Шуберта ". Специально для этого проекта симфонию отредактировал дирижер Юрий Симонов. А это кинохроника 1932 года. Иполитов-Иванов за работой отмечает 50-летие творческой деятельности. На концерте в консерватории, ректором которой Ипполитов-Иванов был 16 лет, Денис Беганский исполнил песню старого Бурша из оперы "Ася".
"Это совсем другой язык, это музыка характерная. Если говорить про его музыку – фантастический мелодизм", – сказал солист оперной труппы Мариинского театра Денис Беганский.
Специально для этого вечера Николай Ерохин выучил романс "Призраки счастья" и романсеро из Цикла "Три мавританские мелодии". Они так его вдохновили, что он решил познакомить с этой музыкой своих студентов
Николай Ерохин, солист Московского музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко: "Очень удобно и правильно написано для вокалиста. Второй романс на испанско-итальянскую тему – романселло такое. Я понял одно, что музыка Михал Михайловича очень музыкальна и правильно вокальна".
Оперы, кантаты, сюиты и музыка для немого кино – знаменитые и забытые партитуры Ипполитова-Иванова, наполненные светом лирические сочинения – музыка, которую еще предстоит открыть.