Картины Брюллова вернулись в Русский музей после выставки в Третьяковке
Тридцать три работы Карла Брюллова вернулись в Русский музей после выставки в Третьяковской галерее, где пробыли больше полугода и теперь занимают привычные места. Особое внимание – самому известному шедевру мастера "Последний день Помпеи". Как монтируют гигантское полотно размером шесть с половиной на четыре с половиной метра – увидела Екатерина Фисенко.
Великий Карл вернулся. Спокойным взглядом окинул родной зал. Тридцать три полотна приехали из Москвы после 9-месячной командировки. В Третьяковской галерее ими восхищались, и это была фантастически масштабная выставка самого крупного представителя русской академической живописи.
"Мы смогли показать на этой выставке абсолютно все мировые шедевры Брюллова, без каких-либо изъятий, то есть абсолютно все бриллианты в его невероятной короне. У нас было сразу несколько произведений, которые относятся к шедеврам первого ряда, которые были нам предоставлены московскими и петербургскими частными коллекционерами, и которые до этого, до выставки в Русском музее, из публики не видел никто и никогда", – заявила генеральный директор Русского музея Алла Манилова.
"Итальянский полдень" жарит солнцем, и хочется отведать этот виноград, смотрят с портретов великие княжны, художники. Плещется лава из гигантского Везувия. Вот так и ощущается масштаб, когда можно оказаться совсем рядом. Увидеть, хоть и только внизу, но совсем мелкие детали. Связки утерянных ключей, красные блики лавы на коже, крупные хлопья пепла вперемешку с золотыми украшениями. Теперь важно, повесить "Последний день Помпеи" правильно. Самые крепкие работники поднимают картину. Сам процесс кажется необычайно масштабным.
"Абсолютно непостижимо, и для нас самих, что подчас уровень на 5, 7, 10 сантиметров выше или ниже серьезнейшим образом сказывается на восприятии произведения", – отметил зам. генерального директора по научной работе, зав. отделом живописи XVIII-XIX веков Русского музея Григорий Голдовский.
В зале, конечно, и реставраторы. Такие большие картины путешествуют на валах, тщательно упакованные, при соблюдении правильных температуры и влажности, но волнения всегда предостаточно. Прежде всего проверка красочного слоя, а потом нюансы натяжения на подрамник.
"Очень важный момент – следить за степенью натяжения, оно должно быть равномерным. Вот мы на боковом свете видим, что натяжение по всей поверхности абсолютно равномерное, нет фалд, нет волнообразных деформаций холста", – пояснил художник-реставратор Марат Дашкин.
В гостях картинам, очевидно, было хорошо. Но дома лучше. Теперь в обычном режиме каждый день можно увидеть шедевры Брюллова в Русском музее.