24 декабря 2012, 10:21 24 декабря 2012, 11:21 24 декабря 2012, 12:21 24 декабря 2012, 13:21 24 декабря 2012, 14:21 24 декабря 2012, 15:21 24 декабря 2012, 16:21 24 декабря 2012, 17:21 24 декабря 2012, 18:21 24 декабря 2012, 19:21 24 декабря 2012, 20:21

Фотовыставка "Вера. Надежда. Маньчжурия" открылась в Мультимедиа Арт Музее

  • Картинка
    Фотовыставка "Вера. Надежда. Маньчжурия" открылась в Мультимедиа Арт Музее
  • Фотовыставка "Вера. Надежда. Маньчжурия"
    Фотовыставка "Вера. Надежда. Маньчжурия"
Мультимедиа Арт Музей представляет выставку "Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы". Повседневной жизни русского старообрядческого села Романовка посвящена уникальная коллекция фотографий из Приморского музея имени Арсеньева. Именно эта коллекция в основе экспозиции.

Мультимедиа Арт Музей представляет выставку «Вера. Надежда. Маньчжурия. Русские старообрядцы». В конце XIX века в Амурской области была наивысшая численность старообрядческого населения, её показала перепись 1897 года. Они приспосабливались к самым тяжелым условиям. Они бережно хранили памятники древнерусской культуры. Повседневной жизни русского старообрядческого села Романовка посвящена уникальная коллекция фотографий из Приморского музея имени Арсеньева. Именно эта коллекция в основе экспозиции. Рассказывают «Новости культуры».

В 1936 году посреди Маньчжурии – сейчас это Китай – появляется русское село Романовка. Так его назвали в память о российской императорской фамилии крестьяне-староверы. Здесь они надеялись спастись от коллективизации и репрессий, сохранить свои традиции и веру.

«Они бы великолепно там жили и там бы и остались, и лучше бы сохранились, – рассказывает доктор филологических наук Тамара Морис. – Но в Китае – культурная революция, и старики сказали: “Мы от коммунистов из своей родины уехали и тут под коммунистами не будем”. И они вынуждены были уехать».

Их раскидало по всему миру – Америка, Австралия, Аргентина, Хабаровский край. О селе Романовка так и не узнал бы никто. Если бы не снимки японского ученого Ямадзоэ Сабуро. В 30-е годы токийский Институт освоения территорий отправил его изучать жизнь колонистов. Старообрядцы полюбили Ямадзоэ, привыкли к нему, позволяли фиксировать их быт.

«Я познакомился с ним, когда ему было уже 94 года, и после его смерти все негативы мне подарила его дочка», – поясняет профессор, славист Ёсикадзу Накамура.

Так единственный в мире фотодокумент жизни староверов такого масштаба оказался в руках у другого японского профессора и знаменитого слависта. В середине 2000-х годов он передал архив в Приморский музей во Владивостоке. И его сотрудники взялись за титанический труд.

«Между той датой, когда фотографии были просто молчаливые, и до этой реальности прошло много, много лет, в ходе которых выстраивали эту цепочку, находили людей, от этих людей шли к другим, прослеживали пути их миграции», – говорит директор Приморского государственного объединенного музея имени В. К. Арсеньева Виктор Шалай.

Отыскали всех! И записали их рассказы. О том, как разделывали «чушку» – тушу кабана. Как охотились на тигров, шили обувь из шкуры медведей, ткали пояски с орнаментом и набивали золой кукол.

«Те младенцы, которые на фотографиях – ещё живы, – рассказывает директор программ Благотворительного фонда В. Потанина Наталья Толстая. – С их воспоминаниями, с их живой, ни на что не похожей речью и с фотографиями их близких: родителей, бабушек, дедушек. Они опознали всех – вплоть до собачек, кошечек, коров».

Для них эти снимки – великая радость. Ведь это не просто ностальгия. Здесь - история их корней, бесценное прошлое в когда-то процветающем селе Романовка.

Новости культуры

 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация