Эскизы к полотну Павла Корина "Реквием. Русь уходящая" представлены в Третьяковской галерее
Несколько лет Третьяковская галерея готовила специальный проект, посвященный картине Павла Корина «Реквием. Русь уходящая». Этот один из самых грандиозных художественных замыслов ХХ века так и остался незавершенным. Впервые после масштабных реставрационных работ Третьяковка экспонирует весь корпус портретов, этюдов и эскизов к картине, включая предназначавшийся для нее крупноформатный холст. Подробности – в репортаже «Новостей культуры».
Сотрудники Третьяковской галереи подсчитали – это полотно на 10 сантиметров больше, чем знаменитое «Явление Христа народу» Иванова. Но картина, для которой предназначался холст, так и осталась ненаписанной. Есть только замысел, над которым Павел Корин работал с 1925-го по 59-й годы. До нас дошли только этюды с портретами выдающихся иерархов русской православной церкви начала ХХ века.
«Принято считать, что это подготовительные этюды к неосуществленному замыслу художников, – поясняет генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – На самом деле, они носят совершенно самостоятельный характер, и мы воспринимаем их как произведения искусства, отражающие трагизм событий, происходивших в ХХ веке».
Замысел картины «Русь уходящая» возник у Павла Корина в 25-м году после смерти патриарха Тихона. Под впечатлением от этого события художник решил написать картину-реквием, картину-прощание. Вот один из многочисленных эскизов. В Успенском соборе московского Кремля собрались все представители церкви: от архиереев до юродивых. Они как бы выходят из алтаря навстречу зрителям. Корин написал 29 отдельных портретов. Общая идея, которая объединяет их все – гибель многовековой духовной традиции Руси. Последний этюд датирован 37-м годом. А дальше – тишина.
«Вот этот промежуток с 37-го по 59-й годы фактически шла работа только над грунтовкой холста, и над эскизами, – рассказывает куратор выставки Наталия Александрова. – Почему? Счел ли он, что написал всех персонажей, которых хотел? Испытал ли он трудности композиционной работы над большой работой – это никогда не будет известно».
Известно только, что натянутый холст стоял в мастерской Корина до конца его жизни. К этой выставке его, как и все этюды, подвергли длительной дорогостоящей реставрации. Кстати, одним из реставраторов была родная дочь ученика Павла Корина – Степана Чуракова, изображенного на одном из эскизов.
С позиции сегодняшнего дня и сегодняшнего понимания искусства уже нельзя сказать однозначно, что этот пустой холст – творческая неудача Павла Корина. Ведь если брать первоначальный замысел – изобразить ушедшую эпоху. То, возможно, именно этот пустой холст с отсутствующими на нем героями и является самой точной формой отражения этой идеи.
Новости культуры