22 ноября 2013, 08:08 22 ноября 2013, 09:08 22 ноября 2013, 10:08 22 ноября 2013, 11:08 22 ноября 2013, 12:08 22 ноября 2013, 13:08 22 ноября 2013, 14:08 22 ноября 2013, 15:08 22 ноября 2013, 16:08 22 ноября 2013, 17:08 22 ноября 2013, 18:08

Эскизы к полотну Павла Корина "Реквием. Русь уходящая" представлены в Третьяковской галерее

  • Картинка
  • П.Корин. "Реквием". Эскиз картины "Уходящая Русь". 1935-1959
    П.Корин. "Реквием". Эскиз картины "Уходящая Русь". 1935-1959
  • Картинка
    Эскизы к полотну Павла Корина "Реквием. Русь уходящая" представлены в Третьяковской галерее
  • П.Корин. "Реквием". Эскиз картины "Уходящая Русь". 1935-1959
    П.Корин. "Реквием". Эскиз картины "Уходящая Русь". 1935-1959
Впервые после масштабных реставрационных работ Третьяковка экспонирует весь корпус портретов, этюдов и эскизов к картине "Реквием. Русь уходящая", включая предназначавшийся для нее крупноформатный холст.

Несколько лет Третьяковская галерея готовила специальный проект, посвященный картине Павла Корина «Реквием. Русь уходящая». Этот один из самых грандиозных художественных замыслов ХХ века так и остался незавершенным. Впервые после масштабных реставрационных работ Третьяковка экспонирует весь корпус портретов, этюдов и эскизов к картине, включая предназначавшийся для нее крупноформатный холст. Подробности – в репортаже «Новостей культуры».

Сотрудники Третьяковской галереи подсчитали – это полотно на 10 сантиметров больше, чем знаменитое «Явление Христа народу» Иванова. Но картина, для которой предназначался холст, так и осталась ненаписанной. Есть только замысел, над которым Павел Корин работал с 1925-го по 59-й годы. До нас дошли только этюды с портретами выдающихся иерархов русской православной церкви начала ХХ века.

«Принято считать, что это подготовительные этюды к неосуществленному замыслу художников, – поясняет генеральный директор Третьяковской галереи Ирина Лебедева. – На самом деле, они носят совершенно самостоятельный характер, и мы воспринимаем их как произведения искусства, отражающие трагизм событий, происходивших в ХХ веке».

Замысел картины «Русь уходящая» возник у Павла Корина в 25-м году после смерти патриарха Тихона. Под впечатлением от этого события художник решил написать картину-реквием, картину-прощание. Вот один из многочисленных эскизов. В Успенском соборе московского Кремля собрались все представители церкви: от архиереев до юродивых. Они как бы выходят из алтаря навстречу зрителям. Корин написал 29 отдельных портретов. Общая идея, которая объединяет их все – гибель многовековой духовной традиции Руси. Последний этюд датирован 37-м годом. А дальше – тишина.

«Вот этот промежуток с 37-го по 59-й годы фактически шла работа только над грунтовкой холста, и над эскизами, – рассказывает куратор выставки Наталия Александрова. – Почему? Счел ли он, что написал всех персонажей, которых хотел? Испытал ли он трудности композиционной работы над большой работой – это никогда не будет известно».

Известно только, что натянутый холст стоял в мастерской Корина до конца его жизни. К этой выставке его, как и все этюды, подвергли длительной дорогостоящей реставрации. Кстати, одним из реставраторов была родная дочь ученика Павла Корина – Степана Чуракова, изображенного на одном из эскизов.

С позиции сегодняшнего дня и сегодняшнего понимания искусства уже нельзя сказать однозначно, что этот пустой холст – творческая неудача Павла Корина. Ведь если брать первоначальный замысел – изобразить ушедшую эпоху. То, возможно, именно этот пустой холст с отсутствующими на нем героями и является самой точной формой отражения этой идеи.

Новости культуры
 

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация