Третьяковская галерея представляет коллекцию работ Анны Голубкиной
К 150-летию со дня рождения Анны Голубкиной Третьяковская галерея представляет расширенную экспозицию работ мастера. Её идеалом был Огюст Роден. Он, в свою очередь, также высоко ценил талант этой русской художницы. И даже позволил воспользоваться своей любимой моделью – пожилой итальянкой. Скульптура Анна Голубкина «Старость» завоевала бронзовую медаль Парижского салона в 1899-м году. Рассказывают «Новости культуры».
В творческой биографии Анны Голубкиной не случилось ни одного большого госзаказа, который бы увековечил ее имя в искусстве, такого, как Петр Первый у Антокольского, Александр Третий у Трубецого, «Рабочий и колхозница» у Мухиной. Вот почему к 150-летнему юбилею имя скульптора Анны Голубкиной, считавшейся в годы учебы в московском училище живописи, ваяния и зодчества самой талантливой и способной из всех, Третьяковка фактически возвращает из небытия.
«С Голубкиной та же история, что и с Мухиной, – рассказывает заведующая отделом скульптуры XIX- нач.ХХ веков ГТГ Ирина Красникова. – Просто у нее нет “Рабочего и колхозницы”. И вот так на поверку сразу вспоминать нечего. А в качестве мастера-портретиста она глубже, интереснее Мухиной, она сложнее. Голубкина одна из 4-5 скульпторов, которые определили образ эпохи, но до 1917 года».
Голубкина произвела революцию в скульптуре – вместо строгого академического канона свободная, ни чем не сдерживаемая импрессионистическая манера. Самым ярким примером которой можно назвать портрет Льва Толстого, о котором говорила «Он как море, а глаза у него – как у загнанного волка». В ответ она слышала от профессоров академии художеств: «Так, как вы, работать нельзя, вы на ложном пути». Но Голубкина верила не профессорам, а в себя.
«Она за время учебы так и не встретила учителя, который бы понял ее язык скульптурный, тот самый скульптурный импрессионизм, который родился в ее творчестве еще до поездки в Париж, – говорит заведующая музеем-мастерской А.С.Голубкиной Татьяна Галина. – У нее было горячее стремление встретиться со своим настоящим учителем. Кто это был, она еще не знала».
В 1897-м году она поехала в Париж, где познакомилась с Огюстом Роденом. Именно он произнес слова, которые, утешили Анну Голубкину, и в которых она нашла подтверждение своему представлению о художнике-творце – свободном и гордом. Ее творчество в начале ХХ века привлекало внимание, но вызывало смешанные чувства – изумление и робость. Максимилиан Волошин так писал о ее портретах: «Лица Голубкиной – это нервное, неуловимое, безвольное, мыслящее и искушенное многими духовными соблазнами лицо нашего времени».
Новости культуры