"Православные древности Серпуховского края" - выставка в Третьяковке
Государственная Третьяковская галерея продолжает проект "Золотая карта России", который она проводит с 1999 года. Программа, построенная на сотрудничестве с региональными художественными музеями, удостоена Государственной премии в области литературы и искусства. Серпуховский художественный музей приглашен уже во второй раз. В этом году на выставке "Православные древности Серпуховского края" будут представлены более семи десятков экспонатов из его собрания. Рассказывают "Новости культуры".
Богоматерь благословляет молящихся. Лик, больше напоминающий портрет, – для XVII века новое веяние. Двуперстное знамение – знак принадлежности владельца к старообрядцам. В коллекции Серпуховского историко-художественного музея – сотни старообрядческих икон. Одни из самых ценных попали в музейное собрание из национализированной коллекции Анны Мараевой. До революции она владела в Серпухове ситцевой мануфактурой и, как многие представители богатого купечества, хранила верность старообрядчеству. Именно мараевские иконы выставят в Третьяковской галерее.
"В тридцатых годах чуть ли не из костра их спасали. Они уникальны, с точки зрения живописи. У нас много редких сюжетов, на ряде икон есть авторская подпись", – отмечает научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея Иван Волков.
В старину иконописцы не указывали свое имя на созданных ими изображениях. Считалось, что художник – только инструмент в руках Бога. Богоматерь Печерская – одна из немногих древних икон с авторством: "1688 год. Иеродиакон Сергий". Подпись он, конечно, поставил не из тщеславия.
"По одной из версий, это делалось потому, что, мол, я вот поставил подпись, помолитесь обо мне", – говорит научный сотрудник Серпуховского историко-художественного музея Иван Волков.
Каждый экспонат заворачивают в материал из стопроцентного хлопка, чтобы не повредить краску, затем – в специальную гладкую бумагу. После этого укладывают в климатические ящики.
"Они сделаны по типу холодильников. Держат определенное время, определенную температуру", – поясняет монтажник-упаковщик исторических и культурных ценностей Валерий Суровцев.
Если экспонату будет слишком тесно или слишком просторно в ящике, он может потрескаться во время транспортировки. Для образа Николая Чудотворца изготовили отдельный короб. Подгоняли по размеру до миллиметра. Новгород, XV век – настоящий раритет. На клеймах – эпизоды жития одного из самых почитаемых на Руси святых. На одном из них младенец Николай отказывается пить молоко – по легенде святой начал поститься по собственной воле еще до того как научился говорить. Рядом Николай хватается за меч палача, чтобы предотвратить казнь трех оклеветанных воевод. Есть здесь и одно из чудес святого.
Икону восстанавливали несколько лет. Укрепляли и очищали от грязи. После реставрации ее впервые покажут на выставке в Москве.
Новости культуры