"Края разрыва" - выставка скульптора Анатолия Комелина
В расхожей шутке о том, что задача скульптора – отсечь от исходного материала все лишнее, есть лишь доля правды. А иногда ее и вовсе нет. Скульптор Анатолий Комелин цель своих поисков поясняет строкой из Бродского: "Соединить края разрыва меж душой и телом". "Края разрыва" – такое название получила выставка мастера в Государственной Третьяковской галерее. Рассказывают "Новости культуры".
"Я вырос из этих штанишек" – эту фразу Анатолий Комелин повторяет часто. Не изменяя материалам – в основном это дерево и камень, всегда стремясь к минимализму, художник каждый раз придумывает себе новую планку, поднимается на октаву выше. Вырастает из того или иного жанра. Автопортеты уже два года как не создает – на выставке их несколько вариантов. Один из самых необычных – тот, над которым работал 25 лет.
"Этот автопортрет я начинал в 1980-х годах. Вот здесь была трубка и волосы на голове, и постепенно он стоял, и я его подтягивал за собой. Я сейчас и не курю, и волос не так много на голове, и я его каждый раз подправлял", – рассказывает художник.
"Замочный" период Комелина тоже остался в прошлом. Сам художник за творческий его не считает. Говорит, это годы "слесарного труда". Как-то он не смог найти нужного размера замка в магазине, сделал сам из куска водопроводной трубы. Процесс увлек. Новая вершина – замок с необычными ключами или совсем без них. Вариантов как открыть множество, и каждый оригинальнее предыдущего.
"Чтобы его открыть, нужно просто перевернуть его вверх ногами, и тогда он открывается", – поясняет автор.
Сегодня Комелин работает в двух направлениях – совершенно полярных, но дополняющих и продолжающих друг друга. Это масштабные объекты, через которые художник решает проблемы пространства, и рельефы для православных храмов.
"То, чего мне не хвататет и в чем я себя ограничиваю в больших вещах, я добираю какие-то детали в маленьком, небольшом, в работе над рельефами", – продолжает Анатолий Комелин.
Свои условные экспериментальные объекты он создает нервно, напряженно. Работа над церковными произведениями для него – это свет, умиротворение и растворение. В экспозиции представлено шесть каменных рельефов. Их показывают впервые. Созданы они для праздничного чина иконостаса храма воскрешения Христова в Переделкине. Продолжающие традиции романского и древнерусского искусства, оригинальные, выразительные и очень искренние.
"Он пришел к своим 60 годам к тому, что все тщетно, неинтересно, кроме любви самой большой. И темы, которые у него присутсвуют в рельефах, и весь этот цикл – это и есть самое главное, это про нашу жизнь сегодня", – подчеркивает куратор выставки Людмила Марц.
Новейший этап в его творчестве – самый сложный для осмысления. Даже специалисты не все его понимают, но принимают безоговорочно. Эти работы Комелина сравнивают с его раннним "замочным" этапом, когда кажется, что кода, ключа нет. Но он есть: просто открыть "замок" – то есть понять смысл, можно лишь отбросив привычный алгоритм действий.
Новости культуры