От первого лица Российско-китайское авиасотрудничество: кооперация и национальная специфика
Авиационная промышленность России, состояние отечественного авиапрома сегодня и его возможное будущее в связи с нашими крепнущими партнерскими отношениями с Китаем - тема нашего разговора с Владимиром Антоновичем Кульчицким, академиком Академии военных наук, доктором технических наук.
- Среди прочих совместных проектов, которые мы намерены осуществлять с Китаем, проект, касающийся производства определенного типа самолетов...
акад. Владимир КУЛЬЧИЦКИЙ: Авиапром имеет две составляющие: гражданская и военная авиация. Гражданская авиация у нас считается наиболее проблемной. Здесь существуют два проекта, которые быстро продвигаются. Один - это Сухой Суперджет; они выпускают этот самолет. Самолет хороший; в своих параметрах вполне удобный, в том числе по экономическим показателям. Второй - региональный самолет МС-21 («Магистральный самолёт XXI века»), типа "Боинг-737" или А-320. Оба проекта идут во всесторонней международной кооперации, несмотря ни на что. Гражданская авиация вообще не существует вне международной кооперации: если мы возьмем тот же "Боинг", то выяснится, что американского там - процентов тридцать...Все остальное - поставки из разных стран, в том числе часть критичных компонующих для "Боингов" производится в России...
Это очень серьезная, сложная, взаимно переплетенная кооперация, которую трогать не следует ни при каких обстоятельствах. И санкции ее вообще не трогают, и слава Богу: И когда я слышу, как какое-нибудь должностное лицо начинает говорить о закрытии, скажем, трансполярных маршрутов, мне становится немного страшно: человек недопонимает, что пространство над Земным шаром едино, как и гражданская авиация...И чтобы конкурировать в области гражданской авиации, вам необходимо интегрировать свой самолет. А рынок - он тоже глобален. И эти обстоятельства определяют осторожные заявления, в том числе санкционные: сложнейшие взаимосвязи в области создания гражданских самолетов за один день не создаются...
акад. Владимир КУЛЬЧИЦКИЙ: Сотрудничество с Китаем в области гражданской авиации очень интересно: у них есть свой проект, подобный нашему МС-21. Естественно, китайцы интегрируют для своего самолета все лучшее, - другого пути у них нет. Но вопрос создания с китайцами продукта, который имел бы общий бренд, для меня пока непонятен. Я не знаю ни одного продукта, где китайцы с кем-то вместе что-то создали бы...У них есть примеры прекрасного копирования и дальнейшего развития, скажем, в космической промышленности. Но они же не с нами создали свою аэрокосмическую промышленность! Но они создали ее, полностью скопировав советскую программу....И это - специфический китайский взгляд...
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица