Картинка

От первого лица Елена Панина: восстановление отечественной инженерной школы - жизненная необходимость

28 сентября 2015, 12:30

Известно, что экономика государства строится не только на банковской системе, но, главным образом,  на промышленности. Увы: на протяжении последних двадцати лет профессия инженера, казалось, выпала из списка востребованных и уважаемых. Впрочем, и в советском прошлом приходилось слышать, что-де инженеров  у нас "слишком много". Но бывает ли слишком много инженеров? Поговорим об этом с Еленой Владимировной Паниной, вице-президентом Российского союза промышленников и предпринимателей, членом Комитета ГД по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству..

Елена ПАНИНА:  Действительно, еще в последние советские годы престиж профессии инженера был во многом утрачен. Хотя, с другой стороны, именно в Советском Союзе  была создана мощнейшая инженерная школа, которая опиралась на не менее мощную отечественную истоическую инженерную школу; наши инженеры известны во всем мире. Все, что строилось в советское время, имело мощную инженерную подготовку.

С чем мы столкнулись сейчас? Возьмем хотя бы импортозамещение, о котором столько разговоров.Это, в первую очередь, создание новых производств или действующих конструкций, чтобы можно было быстро заместить производство товаров, которые мы ввозим из-за рубежа. Но сегодня это высокотехнологичное, чаще всего инновационное производство. И мы столкнулись с тем, что у нас - не только нехватка инженеров, высококвалифицированных специалистов, но и большие пробелы в самой инженерной деятельности, инженерно-техническом сопровождении любого производственного цикла от инвестиционного замысла, -  проектирования, строительства, технологий, оборудования, производственного процесса, - до полной эксплуатации. То есть инженерное обеспечение  "жизненного  цикла" любого товара.

Итак, мы столкнулись с тем, что нам нужна не просто инженерная деятельность; это должно делаться на совершенно новой основе, с использованием IT-технологий. Без этого развитие.народного хозяйства невозможно. Приведу две цифры: в США сто сорок две тысячи инжиниринговых компаний. В России - в двадцать один раз меньше. У нас были потеряны целые КБ, инженерные подразделения на многих предприятиях...Старые кадры уходили, а молодежь в инженеры не шла: надо было быть юристом или экономистом...

Сейчас положение меняется: на инженерные специальности уже довольно высокие конкурсы в вузы, есть потребность у молодежи получить именно инженерное образование. Тем более что спрос на таких специалистов очень высок..

Елена ПАНИНА: При Союзе машиностроителей России есть ассоциация, которая занимается детским и юношеским инженерным творчеством; там есть энтузиаст Виктория Соболева. Недавно на Авиационно-космическом салоне МАКС она представляла детское творчество .. в авиационно-космической области! Представьте: школьники конструируют роботов, самолеты, - и все это работает. 

Что происходит с талантливыми ребятами дальше? К сожалению, - и особенно это касается технических вузов, - оптимизация системы образования провела к бездумному сокращению инженерных вузов и слиянию того, что друг с другом абсолютно не сочетается....

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация