От первого лица Юлия Жукова: у каждого художника свой язык общения с фарфором

10 декабря 2015, 12:30

Прежде чем начать эфир из студии Радио Санкт-Петербурга, автор программы поздравляет коллег во всех городах страны, где работают журналисты  "Радио России",  с замечательным праздником. 25 лет в эфире - это целая жизнь, и наша работа, как хочется верить, приносит людям удовлетворение, радость, пользу. С праздником всех,  - и журналистов, и радиослушателей...

Наша гостья - Юлия Жукова, художник по росписи Императорского фарфорового завода (многие называют его как раньше - ЛФЗ, Ломоносовский фарфоровый завод). С фарфором имеет дело каждый человек, не говоря уж о том, что изумительной красоты сервизы Императорского завода с кобальтовой сеткой - синие с золотом - хранятся во многих домах и в России, и за ее пределами: люди дорожат этими уже, можно сказать, антикварными вещами... Но что такое фарфор в его первоначальном виде?

Юлия ЖУКОВА: Если коротко, - фарфор - белая каолиновая глина и высокий огонь. Тот фарфор, который вы привыкли держать в руках, глазурованный фарфор (тот же сервиз "Кобальтовая сетка"), - это еще и глазурь, стекло, которое после высокого обжига покрывает поверхность пористого белого глиняного черепка. Собственно, я работаю на заводе уже достаточно давно, и давно не отношусь к фарфору как к технологическому материалу, - не воспринимаю его как некую массу. Я отношусь к фарфору как к белому листу, - так художник относится к белой поверхности, которую предстоит оживить.

Впрочем, если вы спросите об этом другого художника, - у каждого свой ответ на этот вопрос: каждый ищет свои пути работы, свой язык общения с фарфором... Например, молодежь любит работать с неглазурованным фарфором, не используя стеклянную поверхность, по которой краски ложатся очень легко; кто-то любит крупный фарфор, кто-то - миниатюры, ювелирный фарфор...

Молодые художники любят работать с шамотом - перемолотым старым фарфором, - это совершенно иной технический  материал. Он выглядит как светлая глина после обжига, - из него очень удобно лепить. И некоторые мастера стали употреблять в творческих работах ручную лепку: это не то, как мы привыкли, когда фарфор отливается в готовую форму, как чашки или чайники, или отминается, как плоские предметы, или отливается из кусков, как сложные скульптуры.  Из шамотной массы очень удобно лепить скульптуры - маленькие или даже большие...

Поэтому на вопрос, что такое фарфор, каждый художник имеет собственный ответ: фарфор - уникальный материал. Чем больше с ним работаешь,  тем больше граней и возможностей раскрытия с художественной точки зрения в нем открывается...Почти все наши художники - выпускники Мухинского училища.

Юлия ЖУКОВА: Существует понятие "ленинградская школа керамики", которая возникла именно в этом училище благодаря возникновению кафедры керамики и профессору Маркову. Поэтому печать отношения к фарфору как к материалу художественному отражается и на нашем подходе...Иногда нам даже трудно воспринимать чашку как просто чашку; - фарфор эмоционально насыщен, все сервизы имеют свое настроение. Мне кажется, самые удачные сервизы, которые пользуются любовью покупателей многие годы, - те, в которые художник вложил частичку своей души...

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация