От первого лица Сергей Стадлер: мне повезло, - моими учителями были великие скрипачи...

11 декабря 2015, 12:30

Двадцвть пять лет "Радио России"! Прямой эфир из Санкт-Петербурга - завершающий день "петербургской недели" в рамках проекта "Радио России": 25 лет вместе со страной". А наш собеседник - выдающийся петербуржец Сергей Валентинович Стадлер, скрипач, народный артист России, лауреат множества международных конкурсов, главный дирижёр симфонического оркестра Санкт-Петербурга.

- Как рождается скрипичный звук? Не зря же говорят: скрипка плачет, смеется...

Сергей СТАДЛЕР: Скрипка - самый трудный инструмент. Ребенок, начинающий заниматься музыкой, садясь за рояль, может хоть как-то издать звук. Для того, чтобы он мог издать звук на скрипке, должно пройти много лет. Здесь проблемы школы, проблемы мастерства, профессионализма решающие; если человек хочет заниматься скрипкой, он должен начать в пять лет. Соответственно, это всегда выбор и ответственность родителей...Конечно, скрипка - это и физическая нагрузка, но моральная нагрузка больше. А одним из признаков мастерства является как раз та показная легкость, - кажется, что человек играет для собственного удовольствия. Ощущение той же обманчивой легкости возникает, когда мы слушаем больших певцов: кажется, что человеку это ничего не стоит...

Мне повезло с учителями: это были великие скрипачи. Я успел еще позаниматься с Давидом Фёдоровичем Ойстрахом, - он ждал меня в консерваторию. Но жизнь сложилась так, что он ушел раньше...Но общение с ним стало для меня очень важным. И, конечно, Леонид Коган, а также, наверное, самый значительный из моих профессоров, потрясающий педагог и скрипач, петербуржец Михаил Израилевич Вайман, который стал моим основным учителем...

Серьезная увлеченность музыкой похожа на спорт. Есть понятие - спортивная форма, и у скрипачей оно тоже есть. Это возрастной "вид спорта": скрипачи тоже, к сожалению, стареют. Но "форма" зависит и от того, как человек научен: И здесь школа, выучка - момент решающий: если человек с детства научен правильно, он будет жить на сцене дольше.

Сергей СТАДЛЕР:  Наше будущее всегда было еще и в культуре, в балете, в скрипке. И если этим не заниматься, то мы эти позиции, конечно, потеряем. А последние конкурсы Чайковского показывают, что лидеров у нас нет, - первую премию никто не получает. И это очень тревожный сигнал: мы привыкли, что мы  здесь - "впереди планеты всей". Это было традиционно так; вспомним, что один из крупнейших скрипичных профессоров Петербургской консерватории Ауэр уехал в Америку со всем своим классом; американская школа получила великолепное "дочернее предприятие"... У нас есть хорошие музыканты, но они - люди возрастные. А вот ярких молодых лидеров у нас пока нет...

= Можно ли говорить об "утечке талантов"?

Сергей СТАДЛЕР: Это большая проблема: в наши беспокойные годы очень много людей уехало. Скажем, во всех высших школах Германии преподают русские педагоги. У нас есть проблемы в образовании, в том числе музыкальном; из-за этого талантливые люди уезжают учиться в другие страны. Возможно, они потом возвращаются, но уже в другом качестве, - например, приезжают с концертами, но это уже не то... Культура - это часть жизни, которая не работает "сама по себе": в культуру надо хорошо вкладываться, поддерживать, заниматься ею. Особенно в нашей стране: у нас имперское мышление, и если в чем-то не участвует государство, то, как правило, ничего и не получается...90-е годы - яркий пример, а сейчас мы пожинаем реальные плоды этого периода...

От первого лица. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • От первого лица

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация