От первого лица Алексей Мухин: любить свою страну такой, какая она есть, желать ей лучшей жизни и делать для этого всё, что можешь
Верно понятое чувство патриотизма - это желание сделать доброе, полезное для своей страны. А как может быть истолкована мысль о патриотизме как национальной идее, вокруг которой должна строиться и политическая, и духовная, и культурная жизнь общества? Поговорим об этом с Алексеем Алексеевичем Мухиным, генеральным директором Центра политической информации.
Алексей МУХИН: Разговоры о патриотизме напоминают разговоры о любви: когда женщине долго не говоришь, что любишь ее, она бывает недовольна. Но когда говоришь постоянно, - тоже не то: начинает замыливаться само понятие... Так и с патриотизмом: если говоришь много - тут же начинают ходить с флагами и кричать, а замолкаешь, пытаешься "намекать" делами - люди не замечают. Думаю, патриотизм как национальная идея - хороший тезис, но и повод поговорить, потому что идея отнюдь не оригинальна. Когда утром встаешь, кладешь руку на сердце и начинаешь петь гимн, - это вторая часть марлезонского балета, которая шокирует тех, кто не делает этого с младых ногтей.
Мы - люди, воспитанные в состоянии свободы, по крайней мере, в течение последних десятилетий. Более того, я уверен, что в советские годы жили люди, еще более свободные: была официальная маска, когда человек обязан был говорить определенные слова, ходить на демонстрации, зато внутри он был абсолютно свободен. Он прекрасно понимал свое место в той системе, понимал саму систему и даже смеялся над ней... Надо просто любить свою страну такой, какая она есть, желать ей лучшей жизни и делать для этого все, что ты можешь.
- Первое лицо государства категорически заявляет: патриотизм - единственная национальная идея; другой искать не надо. Но потом начинается то, что граничит с глупостью: на съезде "Единой России" образованный человек (прошу прощения у г-на Никонова, председателя Комитета ГД по науке и образованию), окончивший английский университет, говорит: давайте не забывать, что русские летописи - древнее европейских, а в XI-м веке все население Руси было тотально грамотным...Зачем так ставить вопрос?! И зачем на хорошей экскурсии для школьников пятого класса в Александровскую слободу (видимо, была спущена директива!) говорить, что, когда русские люди уже ели при помощи ножа и вилки, иностранцы, сидевшие за столом, хватали пищу руками?
Алексей МУХИН: Вопрос ко мне как к историку... Во-первых, формально г-н Никонов прав.Если рассматривать в качестве летописи ту же Велесову книгу, - она действительно гораздо древнее. Что касается тотальной грамотности, - его уже поправили в сетях, сказали, что тотальной грамотности не было. Но для этого были предпосылки! Русь IX - XI-го веков была громадным торговым хабом, где грамотность не была чем-то из ряда вон выходящим. Но затем в связи с некоторыми обстоятельствами широкое распространение грамотности оказалось ненужным: государство выделило определенных людей, которые этим занимались. А простому народу, который перестал активно торговать (кстати, в результате изоляции, которую Европа ввела в отношении России, - уже тогда экономику России пытались "порвать в клочья"!), грамотность перестала быть необходима...
Алексей МУХИН: Есть очень тонкий момент: в Советском Союзе грамотность действительно была тотальной. Но, мне кажется, именно на этом СССР и погорел: грамотные люди задают вопросы. А если ты хочешь сохранить государственность, то грамотность, в общем, не нужна. И это мы в постсоветской России очень четко увидели...Думаю, для гражданского общества историческое образование представляется ключевым: аналоги в истории позволяют нам не делать ошибок в настоящем и прогнозировать будущее. Умение анализировать - признак состоявшегося гражданского общества...И на данный момент у нас с этим все не так плохо...
От первого лица. Все выпуски
- Все аудио
- От первого лица